Список литературы на лето по окончании 7-го класса

ПРОЧИТАЙТЕ ЛЕТОМ

 После завершения курса литературы в 7 классе продол­жите чтение дома: познакомьтесь с другими произведения­ми, прочитайте предлагаемые книги.

Вспомните слова А. С. Пушкина:

Укрывшись в кабинет,

Один я не скучаю

 И часто целый свет

С восторгом забываю...

Былины. Сборники: «Былины. Русские народные сказки», «Былины», «Живая вода», «Пословицы русского народа» и др.

Памятник средневековой литературы «Песнь о Ролан­де». «"Песнь о Роланде" — один из самых замечательных памятников народного поэтического творчества, — пишет И. Эренбург. - Пусть эта старая и прекрасная Песнь по­может русским юношам и девушкам понять сердце Фран­ции. Вот он звенит,  Олифант — рог Роланда. Он зовет на помощь верных друзей...»

Сборник «Древнерусские повести».   Д. С. Лиха­чев. «Земля родная». Стихотворения М.Ломоносова,  Г. Державина.  Сказ Б. Шергина «Слово о Ломоно­сове». «Русские поэты» (антология) и др.

А.Пушкин. Поэмы «Полтава»,  «Медный всадник», повесть  «Арап Петра Великого». Подумайте, каким пред­стает Петр в этих произведениях. Издано много книг о Пушкине для взрослых и детей. Познакомьтесь с неко­торыми из них: Ю. Тынянов. «Пушкин»,  М. Цветаева. «Мой Пушкин», с книгами М. Васиной, С. Гейченко и др. (на выбор).

М. Лермонтов. Поэмы и стихотворения, «Беглец», «Мцыри». О каких героях рассказывает нам автор? Прочи­тайте рассказы И. Андроникова о Лермонтове.

Н. Гоголь. Сборник «Миргород». Вспомните содержа­ние «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Н.Некрасов. «Орина -мать солдатская»,  «Русские женщины»,  «Мороз - Красный нос»,  «Саша»,, «Дедушка».

М.Салтыков-Щедрин. Сказки. Подготовьте одну из сказок для конкурса на лучший пересказ сатирической сказки.

Л.Толстой. «Детство», «Юность». Подготовьте рас­сказ о главном герое Николеньке на основе прочитанного, пользуясь планом.

И. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Познакомьтесь с книгой: А. Бабореко. «И. А. Бунин» (материалы для био­графии).

А. Чехов. Рассказ «Тоска» и др. (на выбор). Какие герои чеховских рассказов вызвали у вас сочувствие, со­страдание? Познакомьтесь с рассказами К. Чуковского о Н. Некрасове и с воспоминаниями об А. Чехове.

М.Горький. «В людях». Воспоминания о М.Горь­ком, его письма.

В. Маяковский. Стихотворения Маяковского и кни­ги о нем. Подготовьте выставку книг и рисунков поэта.

Читайте стихотворения, рассказы, повести писателей XX века. Подготовьте отзыв на один из рассказов или сти­хотворений Л. Андреева, А. Платонова, А. Твардовского, Ф. Абрамова, Е. Носова, Ю. Казакова и т. д. (на выбор).

Джек Лондон. «Мексиканец». Джек Лондон в книге «Я много жил» пишет: «Изучайте приемы писателей, за­воевавших известность... Они стали мастерами, и в их про­изведениях можно найти секреты их мастерства... И рабо­тайте. Запишите заглавными буквами -РАБОТАТЬ, РАБОТАТЬ все время. Старайтесь познать тайны земли, вселенной, материи и духа, мерцающего в этой материи, во всем - от ничтожной личинки до божества».

Какие размышления вызывает у вас этот совет писа­теля?

Эдгар По. Рассказы и повести (на выбор).

Джеймс Олдридж. «Акулья  клетка» (продолжение повести «Последний дюйм»)

Рэй Брэдбери.  «Ветер», «Звук бегущих ног»,  «При­шло время дождей», «Ревун»,  «Космонавт»,  «И грянул гром»,  «Машина времени», «Здравствуй и прощай» (на вы­бор). Подумайте, каковы отношения взрослых и детей в рассказах Р. Брэдбери, Л. Толстого, И. Бунина, А. Платонова и в вашей семье. В чем сходство и различие?

В. Железников. «Чудак из 6 „б"», «Каждый мечтает о собаке», «Хорошим людям — доброе утро», В. Каве­рин. «Два капитана», Л. Кассиль.  «Великое противо­стояние»,  А. Мешковский. «Не опоздай к приливу»,  Э. Цюрюпа.  «Умеешь ли ты читать?»,  Дж. Сэлинд­жер.  «Человек, который смеялся», Н. Смирнов-Сокольский. «Рассказы о книгах», К. Чуковский. «Люди и книги»,  В. Порудоминский.  «Половина жизни моей».

И. Смольников. «Середина столетия», сборник  «Они питали мою музу»;  «Русские писатели» (биобиблиографи­ческий словарь);  «Русские поэты» (антология русской по­эзии).

Существует много книг-воспоминаний, серии книг ЖЗЛ,  «Писатель в русской критике» и т. д.  Не забывайте о них, читайте, например,  «А. Пушкин в воспоминаниях совре­менников»,  то же о М. Лермонтове,  И. Тургеневе,  М. Горь­ком,  М. Е. Салтыкове-Щедрине и пр.;  В. Порудомин­ский о В. Дале, Ю. В. Лебедев об И. Тургеневе, К. Тюнькин о М. Салтыкове-Щедрине.

Энциклопедии: Лермонтовская энциклопедия; А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. Под ред. В. И. Коровина.

Знакомство с такими книгами поможет составить более полное представление о личности писателей, их жизни и творчестве.