ТРОИЦА

Один из самых почитаемых праздников православного календаря. Троица отмечается через семь недель после Пасхи. Это - пятидесятый день по пасхальному исчислению, и потому в древности так же как и сейчас в церкви его называют Пятидесятницей. Праздник этот имеет большую историю, уходящую в глубь тысячелетий. Если вы помните, празднование Пасхи было установлено в религии древних евреев в память об избавлений народа иудейского от тяжелого египетского плена.

Пятидесятница становится воспоминанием о другом ключевом событии в ветхозаветной истории - о даровании Богом Моисею Закона, т.е. десяти  главнейших нравственных заповедей на Синайской горе. Но с приходом в этот мир Христа существенно изменяется и смысл древних праздников. Как Пасха становится днём, знаменующим избавление человечества от плена у греха и смерти, так Пятидесятница воспринимается теперь как празднество дарования "нового Закона", ассоциируемое с известным новозаветным событием - сошествием Святого Духа на учеников Христа - апостолов.

Вот как об этом повествуется в книге "Деяния апостолов":"При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И мнились им разделяющие языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого..." (Деян.2:1-4). Исполнившись Духа Святого, апостолы начинают, свою многотрудную все­ленскую проповедь новой религии, зиждущейся на вере в Христа, воск­ресшего, Господа и Спасителя. Именно поэтому в православной церкви праздник Пятидесятницы (Троицы) является одним из самых значительных и наиболее величественно отмечаемых, как праздник рождения Церкви.

В русском народе более распространено именование этого дня Трои­цей. Связано такое название праздника с тем, что в церковной традиции пришествие Святого Духа к людям рассматривается как проявление полноты триединого Бога, его самооткровения и самоотдачи своему творению. Бог Отец - положил основание Церкви в далёкие ветхозавет­ные времена, Сын Божий Логос Христос создал Церковь через земное своё воплощение в Богочеловеке Иисусе Христе, третье же Лицо Божественной Троицы - Дух Святой постоянно действует в церкви.

Русский народ воспринимал праздник Троицы прежде всего как торжество жизни, как празднество всей сотворённой природы её единства и несказанной красоты, полностью победить и разрушить которые не властны ни зло , ни смерть. В праздновании Троицы, как и во многих других случаях, православные, обычаи и обряды, смешались с древними языческими. От седой старины пришла традиция в четверг перед Троицей отмечать т.н. "семик", день прославления "зелёного" мира.

Вся неделя перед Троицей именовалась "русальной". Одной из самых популярных затей этой недели было хождение в лес, и заламывание там верхушки у молодой берёзки, заломанную ветку обычно заплетали венком. Вслед за этим шёл обряд "крещения кукушки", чучела птицы, сделанного из травы и веток, затем следовало "кумование" - обмен нательными крестами. Одним из красивейших троицких обрядов были обряды, связанные с плетением венков. По венкам гадали о будущем брачном союзе и о жизни в целом.

Так, если венок уцелел от Семика до Троицы целым, то это означало счастливое супружество и долгую жизнь, а если засох, то ожидали каких угодно несчастий. Если брошенный в воду венок уплывал, не коснувшись, берега, это обещало исполнение желаний и всякое возможное счастье, и удачу; если венок кружился в воде на одном месте - большого счастья не жди, свадьба расстроится, любовь пройдет мимо; а уж если утонет, то это знак самых страшных наказаний судьбы: одиночества, бездетности, голодной и холодной старости или близкой смерти.

Троица - это праздник цветения и цветов. Храмы и дома к дню Пяти­десятницы убирались травами, ветками деревьев и цветами. В понедельник после Троицы праздновали день Святого Духа, тоже почитаемый и любимый в народе праздник.

праздник троица традиции и обряды