Так как же вам быть и что делать, если ваш ребенок приносит домой нецензурные выражения и рассказыва­ет о некоторых двусмысленных занятиях, в которые он был вовлечен, ругается матом?

Иногда он исповедуется в этом, чувствуя за собой вину, а в других случаях заявляет об этом с гордой невинностью, свидетельствуя о том, что может поддерживать дружбу с другими детьми. Если вы от­реагируете бурно и неистово, то можете запугиванием удержать его от подобных смелых проделок в будущем. Или вы сможете убедиться, что начиная с этого момен­та ребенок станет скрывать правду от вас.

Правильнее будет выслушать то, что ему приходится говорить, а затем помочь ему тщательно продумать, к чему привело все это, правильно ли так себя вести. Предположим, ребенку случилось произнести какое- нибудь бранное слово. Спросите его как бы между про­чим, где он его слышал. Когда он вам расскажет, попро­сите объяснить значение этого слова.

Прибавляет ли оно смысл к тому, что он хочет сказать? А разве нет более точного слова, которым он мог бы воспользо­ваться? Разъясните ему, что ругательства — довольно скверный способ высказывания своей мысли. Рус­ский язык, как и любой другой, необычайно богат сло­вами и выражениями, оперируя которыми, мы можем в точности передать свои мысли. А повторять через пред­ложение несколько слов, состоящих из трех-четырех букв, это значит обеднять свои мысли и лишать выра­зительности свой язык.

Безусловно, держитесь реаль­ных позиций. Пошутите насчет этого и признайте, что каждый мог бы воспользоваться этими словами, если сильно стукнется обо что-нибудь головой или ударит по пальцу молотком. Это один способ (но не самый луч­ший) в высвобождении своих чувств. Но он сильно от­личается от употребления бранных слов, вошедших в привычку просто потому, что ум слишком ленив, чтобы придумать более подходящие альтернативы.

По материалам книги: "Ваш ребенок растет" Дэвид Фонтана