Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его во­просах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружа­ющем мире, уточняют и систематизируют представления о нем.

Особое значение для развития мышления детей имеют вопросы: почему солнце светит и греет, а луна только светит? Отчего над рекой поднимается пар? Зачем люди изучают далекие планеты? Они направлены на установление причины явлений, уяснение свя­зей и отношений между ними.

К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бе­режно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные инте­ресы ребенка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?»- побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступ­ность его пониманию дошкольника - этим должен руководство­ваться взрослый, отвечая на детские вопросы.

При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть пе­ред ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, Чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками ра­дуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблю­дениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

 Памятка для родителей на тему «Как отвечать на детские вопросы?»

Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ре­бенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?»

В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблю­дения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.

Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, вос­питывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

 Домашнее задание. В выходной день понаблюдайте за ребенком и запишите вопросы, с которыми он обращался к чле­нам семьи.

 Ориентировочные вопросы для размышления: как в вашей семье относятся к вопросам детей? Считаете ли вы, что детские вопросы и правильные ответы на них содействуют развитию ребенка? О чем спрашивает ваш ребенок? Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах? К кому из членов вашей семьи ребенок обращается чаще и по­чему? Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик? Ответы на ка­кие вопросы не вызывают затруднений? Всегда ли ребенок удов­летворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

Рекомендуем начать консультацию с прослушивания записан­ных на магнитофонную ленту вопросов детей группы. Затем мож­но предложить родителям зачитать собранные ими вопросы, что послужит основанием для вывода о разнообразии детских вопро­сов. Прежде всего они отличаются по мотивам, которые побуж­дают детей обращаться с вопросами к взрослым. Часто ребенок задает вопрос, чтобы привлечь взрослого к своим переживаниям, установить с ним контакт. Например, четырехлетний Саша спра­шивает отца: «Ты, когда был маленький, боялся ходить в темную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуту тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрос­лых: важно понять, что взволновало ребенка, вникнуть в его пе­реживания, успокоить.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мо­тив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испы­тывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом соб­ственных рассуждений. Например, шестилетний Олег задает раз­ные вопросы: «Почему земля вертится, а я этого не чувствую?», «Государственный — это общий?», «Как отличить хитрость от об­мана?»

0 чем же спрашивают дошкольники? Содержание детских во­просов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их пред­метах, о далеких планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и зна­чении отдельных слов и т. д.

На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изме­няются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? какой? когда? Например, трехлетняя Лена, впервые увидев конь­ки, спрашивает: «Что это? В них ходят?»

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная  переработка  впечатлений об окружающем мире.

Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему? Например, пятилетний Андрюша интересуется: «Почему сажаем одно зернышко, а вырастает целый колос?», «Зачем люди приду­мали атомную бомбу?», «Отчего движутся облака?»

В старшем дошкольном возрасте типичным является последо­вательность вопросов о каком-либо предмете или явлении. На­пример, шестилетний Денис спрашивает маму: «Какие бывают молнии? Почему они разные? Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар?.. А ты видела шаровую молнию? Ка­кая она? Она сверкает?»

Наибольшее количество вопросов задают дети 4,-5,5 лет. Почему же количество вопросов детей более старшего возраста начинает уменьшаться? В педагогике по этому поводу высказы­ваются две точки зрения. Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возника­ющие вопросы. По мнению других педагогов, спад в детских во­просах связан с условиями воспитания и обучения старших до­школьников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спра­шиваешь!» В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос- это показать свое незнание.

Итак, для развития детской любознательности важно поддер­живать ее, правильно относиться к вопросам ребенка.

Не отмахиваются ли старшие члены семьи от «докучливых» детских вопросов, ли­шая тем самым своего ребенка «необходимейшей умственной пи­щи» (К. И. Чуковский). А может, напротив, относятся к вопро­сам ребенка со всей серьезностью, но отвечают на них излишне пространно и сложно, используя слова, обороты, привычные для взрослых, но непонятные дошкольникам и трудные для их усвое­ния?

Умение толково ответить на вопрос ребенка - большое искус­ство. Овладеть таким искусством - посильная задача для роди­телей

Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает во­просы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его до­верие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обраща­ется к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, от­вечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Следующее требование- краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт. К со­жалению, это требование часто нарушается, когда родители отве­чают на столь сложные вопросы ребенка, как вопросы о проис­хождении людей, об историческом прошлом, о космосе и т. д. Отвечая на такие вопросы, помните, что представления о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают. Учитывая это, родители могут ограничиться сообщением отдельных фактов об историче­ском событии, которое заинтересовало ребенка, и не стремиться к тому, чтобы он понял и усвоил их хронологическую последова­тельность. Иногда такие ответы взрослых не удовлетворяют ре­бенка, он просит рассказать, объяснить подробнее. Не торопитесь делать это, помните слова А. С. Макаренко: «Для всякого зна­ния приходит свое время» В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слы­шал, все усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребенка снижается острота и новизна восприятия знаний в последующие годы. Поэтому в тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка требует сообщения сведений, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Детские вопросы о том, откуда берутся дети, наиболее слож­ны для взрослых. Надо ли открывать детям тайну деторождения? А. С. Макаренко писал по этому поводу: «В этих вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, со­крытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не при­несет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребен­ка, отделаетесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим»

Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В. А. Сухомлинский, «...под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознатель­ность» Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым раз­мышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?» Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, бла­гоприятно скажется на развитии его любознательности. При за­труднениях ребенка предложите ему дополнительные вопросы, ко­торые помогли бы ему найти правильный ответ. Приведем пример.

Папа с шестилетней Олей рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возник вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»

Послушайте, какой разговор состоялся между отцом и дочерью, обратите внимание на встречные вопросы, которые побуждали ре­бенка к самостоятельному поиску ответа.

Папа. Вспомни, где живут львы на воле?

Оля. В пустыне.

Папа. Как ты думаешь, что такое — пустыня?

Оля. В пустыне не растут трава и деревья и кругом песок.

Папа. Какого цвета песок?

Оля. Желтого! Поняла! Львы желтые, чтобы им легче было в пустыне подкарауливать добычу.

Папа. Правильно. У льва маскировочная окраска шкуры. А еще каких животных ты знаешь, которым цвет шкуры помогает маскироваться, оставаться незаметным?

Оля. У белых медведей. Они на севере живут, там снег, льды, поэтому и шкура у них белая.

Папа. А в наших лесах есть звери с маскировочной окраской шкуры?

Оля. Есть. Это белка и заяц. Они на зиму шубки меняют на светлые, чтобы быть незаметными.

Папа. Почему белка и заяц меняют шубки зимой? Разве они на кого-нибудь нападают, как лев в пустыне?

Оля. Нет, они сами прячутся от врагов.

Папа. Подумай, зачем животным нужна маскировочная окраска шкуры?

Оля. Одним животным, чтобы нападать было легче, а дру­гим, чтобы прятаться от врагов.

В приведенном примере удачно поставленные встречные и до­полнительные вопросы взрослого ведут ребенка от незнания к зна­нию и уточнению своих представлений. Чтобы так умело управ­лять мыслительной деятельностью ребенка, родители сами долж­ны много знать. Как быть в том случае, если вы не обладаете нужными знаниями, чтобы правильно ответить на вопрос сына или дочери? Разумнее всего не скрывать свое незнание, а предложить вместе посмотреть в справочниках, научно-популярной литерату­ре. Приведем пример.

Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Петя увидел кра­сивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки: «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название». Петя, понаблюдав за бабочкой, обнаружил, что на крыльях у нее много черных точек. Дома мама достала книгу, и вместе они долго рассматривали изображенных в ней бабочек. Наконец нашли такую, которой заинтересовался Петя. Она называлась многоглазка огненная. Мама спросила: «Ты по­нял, почему она называется огненной? Правильно, за оранжевый цвет крыльев. А почему многоглазка, как ты думаешь?» Петя вы­сказал свое предположение: «Наверное, за черные точки, они по­хожи на глазки».

Обращаясь вместе с ребенком за ответом на возникший во­прос к книгам, вы воспитываете у дошкольника уважение к зна­ниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлека­тельный — чтение.

На многие вопросы дошкольник может получить убедитель­ный ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. За­дача родителей — вовлечь в них ребенка. Например: пятилетний Саша, помогая бабушке ухаживать за земляни­кой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются яго­ды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обращала внимание внука на то, как по­явилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окрас­ке. Длительные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили ребенка знаниями о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, крыжовника, плодов огурцов, кабачков, помидо­ров. У него сложилось элементарное представление о росте и раз­витии растений, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Ответы на детские вопросы о нормах и правилах поведения, явлениях общественной жизни, о взаимоотношениях между людь­ми используются в нравственном воспитании дошкольников. Так, перед праздником 4 Ноября пятилетний Сева обратился к отцу с вопросом: «Почему украшают улицы и площади?» Папа не огра­ничился ответом: «Приближается праздник, потому и украшают». Он объяснил: «4 Ноября — наш важный  праздник. К этому празднику украшаются улицы и площади всех городов и сел, чтобы у людей было радостное на­строение». В заключение папа спросил сына: «Как вы в детском саду будете праздновать день 4 ноября?»

Дошкольники часто задают вопросы о взаимоотношениях меж­ду взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? По­чему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать ме­сто взрослым?

Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим по­ведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в дошкольниках такие нрав­ственные качества, как тактичность, гуманность.

По материалам книги: Психологический справочник учителя Л.М.Фридман; И.Ю.Кулагина