Просмотр телевизора детьми 5 -11 лет

Просмотр телевизора

В наше время очень много пишется и говорится о долгом просиживании маленьких детей у экранов те­левизоров (более двадцати четырех часов в неделю в среднем для детей этой возрастной группы) и о возмож­ном вреде такого времяпрепровождения.

А с приходом в нашу жизнь видео проблема становится еще острее. Родители спрашивают, следует ли им подвергать цензу­ре детские пристрастия в кинопродукции, следует ли им накладывать временные ограничения или вообще за­претить смотреть телевизор. Они также интересуются, не оставить ли всякую надежду на здравый смысл в нескончаемых ссорах между детьми по поводу того, какой канал смотреть.

Положительные и отрицательные стороны телевидения

Прежде всего, давайте начнем с положительного. Со­временные дети гораздо лучше информированы, чем дети, жившие до появления телевидения. Кино — от­личный способ обучения, ежедневно выходит достаточ­ное количество высокоинформативных программ. Дети благодаря телевидению знают больше, чем раньше, об окружающем мире, о политических коллизиях, о чело­веческих взаимоотношениях и о многих других спор­ных вопросах. Телевидение также может служить раз­влечением, особенно если в программу включаются про­никновенная музыка, экранизируются драматические произведения и комедии. С помощью телевидения дети не пропускают важные спортивные соревнования, раз­вивают героизм и мужество, знакомятся с отдаленными точками планеты, становятся очевидцами эпохальных событий. Телевидение обогащает современную жизнь, дети и взрослые в нем находят много положительного.

Есть в нем и отрицательная сторона. Телевидение безбожно крадет время. Оно прерывает жизнь семьи. Подчас можно увидеть никуда не годные, раздражающе действующие на психику программы. Вызывает силь­ную тревогу то, что телевидение отбивает охоту напря­гать воображение. Когда ребенок смотрит фильм и слы­шит речь, нет нужды фантазировать, а ведь полеты фантазии исходят именно из чтения или рассматрива­ния запечатленных образов на картинках в книге. Поэ­тому вместо того, чтобы вынести что-то из себя, ребе­нок сидит перед телевизором, как приклеенный, уже сытый по горло, но не шевеля ни пальцем, ни „мозговой извилиной".

сколько ребенок может смотреть телевизор ежедневно

Сколько времени ребенку положено проводить перед ТВ?

Взвесив положительные и отрицательные стороны телевидения, вы не усомнитесь в необходимости иметь телевизор в доме. Однако вам следует позаботиться о режиме просмотра. Если вы введете слишком жесткий временной регламент, ребенок пропустит многое из того, что посмотрят его друзья и о чем ведут ожив­ленные дискуссии, начнет чувствовать себя одиноко и сильно обижаться. Поэтому следует найти какой-то компромисс. Ребенок данной возрастной группы в идеа­ле должен проводить у телевизора не больше одной тре­ти своего свободного времени (сюда входят часы про­гулки после школы, исключая, конечно, время приема пищи) и две трети тратить на другие дела.

Решите, сколько ребенок может смотреть телевизор ежедневно

Если вы считаете, что ребенку следует ложиться в постель в восемь тридцать вечера, то это дает ему, гру­бо говоря, три часа свободного времени, что предпола­гает оставлять на телевизор один час и два часа — на остальной досуг. Однако он окажет яростное сопротив­ление, если большинство его друзей смотрят телевизор гораздо больше, поэтому разумнее всего будет позво­лить ему посмотреть телевизор еще полчаса. Таким об­разом, на просмотр вы отведете полтора часа. Очевидно, что излишняя суровость в этом отношении не нужна. Если программы хорошие, ребенку позволительно в какие-то дни посмотреть телевизор подольше, а чуть меньше — в другие.

Бас минует большая беда, если некоторые програм­мы ребенок станет смотреть постоянно. Следовательно, вернувшись домой, он сможет поиграть на улице с дру­зьями, а затем вернуться к экрану телевизора на пол­часа, потом попить чаю в кругу семьи и вновь на пол­часа — к телевизору. Если вы видите, что у него не хватает времени на чтение или игры, а телевизор дей­ствует просто наркотическим образом, тогда установите относительно ранний отход ко сну и разрешите почи­тать в постели или достать игрушки и поиграть на полу в спальне. Но при этом ребенок должен отнестись с пол­ным пониманием к тому, что, когда вы придете выклю­чить свет (или задернуть шторы в летнее время), он должен успокоиться и без капризов заснуть.

Избегайте неподходящих программ

Что касается выходных дней, то можно внести неко­торые изменения в режим. Здесь следует не забывать, что многие фильмы и программы после девяти вечера противопоказаны маленьким детям, поэтому учтите это даже в пятницу и субботу. Никогда не бойтесь оторвать ребенка от просмотра чего-то неподходящего. Ребенок, безусловно, сильно разочаруется, но будьте тверды и всегда старайтесь принять решение до того, как начнет­ся передача или фильм. Пусть у вас войдет в привычку доскональное изучение телевизионной программы,, что­бы вы сразу могли решить, что можно смотреть. Телевизионные программы до девяти вечера мож­но охарактеризовать как среднее между „семейным" и „взрослым" просмотром, однако до этого времени случа­ется видеть на экране такое, от чего родителям стано­вится неловко. Нужно ли детям видеть насилие? По­стельные сцены? Наготу взрослых? Родители ужасно нервничают в отношении всего этого. Но ответы не так просты, как можно было бы подумать.

Насилие и жестокость по телевидению

Станут ли дети более жестокими в реальной жизни?

Сначала поговорим о жестокости. Мы знаем из науч­ных исследований, что дети склонны проигрывать сце­ны насилия и жестокости, увиденные по телевизору. Но нет никаких явных доказательств того, что такая игра понарошку ожесточает их наяву.

Например, хотя дети подражают увиденным фраг­ментам кинохроники Второй мировой войны, но это не приводит их к ожесточению. Поэтому, даже если по те­левидению показывают сцены физической расправы, это не значит, что они заставят детей буквально сле­довать увиденному. Изображение жестокости в их соб­ственном понимании отличается от телевизионных сю­жетов на эту тему, но очень легко усваивается опыт жестокости ребенком, воспитывающимся в скандальной семье.

Может ли это вызывать у детей падение чувствительности?

Некоторые психологи считают, что есть и другой ас­пект этой проблемы. Если мы хотим кому-то помочь преодолеть психологический страх, скажем, боязнь ко­шек, тогда мы применяем один эффективный прием, на­зываемый „систематическая десенситизация", т.е. воз­вращение к нормальному психическому состоянию. Че­ловек, подлежащий лечению, вводится в приятное, дру­жеское окружение в хорошем расположении духа, а затем после нескольких сеансов ему представляют пред­мет, которого он страшится. Таким образом, человеку сначала покажут изображение кошек, затем чучело, а потом уже настоящее животное (сначала на расстоянии, а затем близко). На каждом этапе психолог убеждается, что заинтересованное лицо основательно расслаблено. Исцеление наступает оттого, что человек начинает ассо­циировать кошек с чем-то приятным и, следовательно, постепенно преодолевает свой страх перед ними. Есть опасения, что введение в мир детей сцен насилия с экрана ТВ, когда они в расслабленном и безопасном со­стоянии у себя дома, смотрят телевизор, может прирав­ниваться к систематической десенситизации — приту­плению чувствительности к проявлениям жестокости в реальной жизни. Результатом может явиться то, что об­щество, постепенно формируя легкое отношение к лю­бому произволу, надругательству, придет к ослаблению морального и общественного контроля, помогающего об­уздывать нежелательные проявления насилия.

В действительности, у нас есть две причины для беспокойства. Первая — то, что насилие, показываемое по телевидению, разовьет в детях жестокость, вторая — оно может вызвать падение чувствительности к таким вещам, хотя и по той и по другой причине не приводит­ся никаких явных доказательств. Мы должны учиты­вать, что многие дети, видя насилие на экране, высту­пают против него, несмотря на то что насилие и жесто­кость в ряде телефильмов служат благородным целям, проводником которых является какой-нибудь героиче­ский положительный персонаж (наподобие инспектора полиции). Словом, лучше всего родителям положиться на чувство здравого смысла. Человечество болезненно реагирует на жестокость. Сюда относится и некая раз­нузданность словесных форм (постоянные слэнговые обороты, а подчас даже вульгаризмы, которыми изоби­луют телесериалы), а также и физическая расправа, и, глядя на это, вряд ли можно научить детей правильно относиться друг к другу. Поэтому сводите до миниму­ма просмотр подобных сцен, обязательно вставляя свои комментарии о том, что необходимо очень критично от­носиться к тому, что преподносит нам телевидение. В этом возрасте у ребенка начинают развиваться критиче­ские суждения и осознание того, что он не должен пас­сивно взирать на то, что появляется на экране.

Секс по телевидению

Изображение секса по телевидению — другой боль­ной вопрос, и, к сожалению, некоторые люди секс и на­силие объединяют под одной рубрикой. Ведь сам по себе секс — занятие, придающее пикантность и очарование всей жизни, тогда как насилие — отрицаемое обществом явление, мешающее жить. Насилие есть выражение не­нависти, а секс — на глубоком уровне — любви. Безус­ловно, сексом зачастую злоупотребляют, но это уже ре­зультат плохого начального сексуального воспитания как дома, так и в школе, и не имеет ничего общего с возникающими отсюда проблемами, перекладываемыми на сам секс. Поэтому представление секса по телевиде­нию в контексте любовных и нежных отношений не мо­жет нанести вред.

Отношение самих родителей создает из этого проблему.

Некоторые родители признаются, что чувствуют себя неловко, если дети присутствуют при показе по­стельных сцен. Их также смущает изображение обна­женных тел. Они прекрасно понимают, что никого не должен шокировать вид человеческого тела, но все рав­но, если дети рядом, чувство неловкости появляется.

На вопросы секса и наготы не следует накладывать запрет. Если ваши дети заметят, что подобные вещи вызывают у вас смущение, они не смогут искренне и чистосердечно обсудить с вами возникающие вопросы о сексе или подойти к вам с проблемой, вставшей на их пути. Не вижу ничего дурного в открытых и здравых рассуждениях об этом, как о любом жизненно важном аспекте человеческого поведения. Если начальное поло­вое воспитание прошло успешно, дети не станут ни хан­жами, ни излишне “озабоченными". Обе эти реакции возникают от неправильного обучения в юном возрасте. Секс — реалия жизни, он должен вводиться и удержи­ваться в сознании ребенка без искажений, с правильны­ми видами на будущее,

А ваше смущение от постельных сцен вызвано изъ­янами в вашем собственном половом воспитании (или страхом, что ваши дети заметят, как вы наслаждаетесь, глядя на эти сцены!). Большинство из нас прошли через это в детстве, когда наши родители не знали, куда де­вать глаза при виде чего-нибудь этакого. Взрослым важно проверить свои чувства и поразмышлять самим, что приводит нас к такому состоянию и что мешает нам признать реальное существование секса и ясно осмыс­лить связанные с ним морально-этические вопросы.

Вам необходимо скрупулезно проверять видеозапи­си, которые, возможно, вы берете напрокат. Многие из них никоим образом не подходят для детей, поэтому смотреть их нужно, когда они лягут спать. Но, с другой стороны, несправедливо дразнить их, показывая новые записи, принесенные домой, тем более, что ребенок, не способный унять свое любопытство, обязательно спу­стится вниз под любым предлогом, чтобы посмотреть, какой фильм показывают.

телевизор и дети

Вопросы на сексуальную тему

В результате демонстрации секса и сексуальных во­просов по телевидению ваш ребенок может оказаться гораздо просвещеннее в этих делах, чем вы в его возра­сте. Публичное признание сексуальных меньшинств и освещение венерических заболеваний, особенно ВИЧ ин­фекции, может привести к тому, что он засыплет вас вопросами о сексуальной практике, о противозачаточ­ных средствах, и если это вас смутит, то и о принципах поведения в сексе. Следуйте тем принципам, которые уже устоялись в вашем сознании. Если ребенок спраши­вает, он имеет право получить точный и простой ответ. Если же он не получает ответа, он найдет удовлетворе­ние своего любопытства на стороне, но при этом он ри­скует быть не только неправильно информированным, но напуганным и начнет ассоциировать секс с чем-то неприятным. Если ребенок, к примеру, спрашивает о значении анального сношения или орального секса, объ­ясните ему, что в первом случае пенис помещается в анальное отверстие, а во втором — гениталии стимули­руются ртом. Когда он спросит о презервативах, расска­жите ему, что они представляют собой трубчатую рези­новую оболочку, которую надевают на пенис перед половым сношением, чтобы предотвратить попадание семени в яйцеклетку и также инфекции, передаваемой от человека к человеку. Может быть, у вас возникнет настоятельная потребность осветить каждый вопрос с моральной точки зрения, однако здесь важнее всего сде­лать так, чтобы у ребенка не возникло чувство гадли­вости и отвращения. Рассуждения о нравственной сто­роне дела хороши тогда, когда их высказывают объек­тивно и без пафоса.

Обсуждение секса должно быть открытым, как и все остальное

Используйте вопросы ребенка как возможность от­корректировать его неправильные воззрения, которые он где-то уже получил. Например, ему в голову может взбрести такая мысль, что венерические заболевания передаются через пожатие рук, или наоборот, что такие заболевания не передаются через анальный или ораль­ный секс. Конечно, ему еще далеко до половой активно­сти, зато крайне важно, чтобы он правильно понял и узнал о сексе как можно больше, чтобы этот предмет не казался загадкой, а подлежал открытому обсуждению и спору, как и все остальные мотивы человеческого пове­дения.

Вступая в полемику, помните, что ребенок получает представление о сексе из других источников помимо те­левидения. Газеты и журналы напичканы этим, а шко­ла — настоящая игровая площадка для обсуждения за­прещенных тем. Удостоверьтесь, что ребенок не стесня­ясь говорит о том, что слышит, о своих опасениях и интересах. Невежество порождает страх, поэтому, когда однажды он станет взрослее, любую неприятность на почве секса он встретит просвещенный или вовсе мину­ет ее. Не конфузьте ребенка деталями или терминами, которых он не понимает, но дайте ему уверенность в том, что вы являетесь самым авторитетным источником по таким вопросам (как и по другим), без знания кото­рых не обойтись в современном мире.

По материалам книги Дэвида Фонтана  "Ваш ребенок растет"

 

Популярное на сайте "Учат в школе..."

Яндекс.Метрика