Особое место в народной песне занимает песня историческая, которая говорит о действительно живших людях, чем-то заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях.

Можно выделить 2 вида исторических песен:

- Песни об исторических событиях

- Песни об исторических личностях

Примеры текстов:

НОВГОРОДЦЫ ИДУТ ПРОТИВ МАМАЯ

В великом Нове-городе
Стоят мужи новгородские
У святыя Софеи на площади,
Бьют вече великое,
Говорят мужи таково слово:
«Уже нам не поспеть на пособь
К великому князю Димитрию.

Он Оку реку перевозится,
Тако нам к нему не ехати,
А ему будет непособь,
Ино будет Новым-градом не отсадиться».
Борзо мужики наряжалися,
Отпущали тринадцать посадников,
С ними силы тринадцать тысячей,
А все люди нарядные,
Пансыри, доспехи давали с города:
«Пойдите с одного на безбожного».
И пришла сила новгородская
К великому князю Димитрию,
Рад был князь Димитрий Иванович:
«Исполать вам, мужи новгородские,
Что меня есте не оставили».

НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ

И сступишеся полци, крепко бьющеся,
Щепляются щиты богатырские,
Ломаются рогатины булатные,
Льется кровь богатырская
По седельцам покованным,
Сверкают сабли булатные
Около голов богатырских,
Катятся шеломы злаченые
Добрым коням под копыта,
Валятся головы многих богатырей
С добрых коней о сыру землю.

ПОКОРЕНИЕ НОВГОРОДА

Собиралася туча черная,
Подошла гроза на великий град,
Знать настал конец вечу старому.
Не держал народ имя царское

Грозно с честию — по-старинному,
Озлобился царь на ослушников,
И он двинулся всеми силами,
Сам с боярами во главе пошел
Теснить Новгород лютым голодом.
Притесняючи покорил его;
Вече древнее уничтоживши,
Сам наместничка посадил ему.

НАЧАЛО БОРОДИНСКОГО БОЯ

Как не две тученьки, не две грозные
Вместе соходилися —
Как две силы-армеюшки
Вместе соезжалися.
Как одна сила-армеюшка
Она царя Белого,
Как вторая сила-армеюшка
Короля французского.
Господа ли генералушки
Вместе соходилися,
Они думали крепку думушку
Все заедино:
«А когда же у нас, братцы, будет
Бой-батальица?» —
«На осенний первый праздничек, братцы,
На Семенов день».
Как Семенов день приходит, братцы,
Как гора валит;

Как Семенов день проходит, братцы,
Как река бежит.
Как ударили из пушек, братцы,
Из винтовочек —
Покатились с могучих плеч
Г оловушки.
Поли ласк басурманская кровь
На все четыре стороны.

НАПОЛЕОН ГОРЮЕТ

Разбессчастненъкой, бесталанненькой
Француз зародился,
Он сы вечера рано спать ложился
Долго почивать.
«Ничего ж ли то я, французик ли,
Ничего не знаю:
Что побили его, его армию
Донские казаки.
Что мне жаль-то, мне жаль свою армию,
Есть еще жалчея:
Что вот сняли мому, мому родному,
Да родному братцу,
Что вот сняли ему, сняли йму головку,
Да головку.
Что мене ль то, мене, все французика,
В полон мене взяли;
Посадили мене, все французика,
В темною темницу:
Что вот тошно ли мне, все французику,
В темнице сидети.
Если б знал то бы, знал я, французик ли,
Я б того не делал!»

БОРИС И ГЛЕБ

Со восточного держания,
Во славесном Киеве граде,
А жил себе Володимир князь.
Имел себе да трех сынов,
А трех сынов возлюбленных:
Старейший брат, а больший князь,

А меньшие Борис и Глеб.
Живши-бывши Володимир князь,
Стал своих чадов бласловляти,
Удельными градами наделяти.
Доставался Чернигов град
Старейшему брату Святополкию,
А двум братам Борису и Глебу
Славесный Киев град.
Живши-бывши Владимир князь,
Во доме своем переставился.
Чада его возлюбленны
Со славой его света погребали,
Погребали, похороняли.
Разъезжалися в разный страны:
Старейший брат в Чернигов град,
А меньшие браты, два брата Борис и Глеб
Во славесный Киев град.
Живши-бывши старейший брат,
Живши-бывши а больший князь,
В уме своем разуме смешался.
Он пишет князь злописание
Двум братам Борису и Глебу:
«А меньшие вы мои братие,
Святые князья вы благоверные,
Два брата Бориса и Глеба!
Прошу я вас на пир к себе,
Почестный вам пир пировати,
Отца в моем доме поминати».
Послы его прихождали,
Посыльный лист приношали
Двум братам Борису и Глебу.
Два брата Бориса и Глеба
Посыльный лист принимали,

Перед матушкой прочитали;
Начали плакати-рыдати,
А жалобным гласом причитати.
Им матушка говорила:
«Чада мои возлюбленны,
Святые князья благоверные,
Два брата Борисе и Глебе!
Не ездите к большому брату в гости,
К старейшему брату Святополкию:
А больший князь ненавистный злой,
Не на пир он вас зовет пировати,
Не отца в своём доме поминати,
Он хочет, злой, затребити,
Всею Росеей завладати,
Со всеми со удельными городами,
Со всеми со верными со слугами».
Они матушки не слушались,
Садились на добрых ко^ев,
Поехали к большому брату в гости.
А больший князь, ненавистный злой,
Не в доме он братиев встречает,
Встречает далече во чистом поле,
Свирепо на братьев взирает,
Он зрит на них яко разбойник.
Два брата Бориса и Глеба,
Видют они напасть свою,
Слезали со добрых конев,
Упали большому брату в ноги,
Старейшему брату Святополку,
Борис упал в правую ногу,
А Глеб упал во левую;
Начали плакати-рыдати,
А жалобным гласом причитати:

«Любимый наш старейший брат,
Старейший брат, а больший князь!
Не срежь наши главы незрелыя,
Не пролей ты крови християнской понапрасно,
Возьми ты нас к себе в рабы,
Работай ты нами, как рабами!»
А больший князь, ненавистный-злой,
Ни на что, злодей, он не взирает,
Ни на плаканье, ни на рыданье,
Ни на жалобное причитанье:
Борису взял — копье вружил,
А Глеба взял — ножом зарезал:
А те тела, Борисово,
Борисово и Глебово,
Повелел в темны леса затащати,
На разны колоды разложите.
Садился злой на добрый конь.
Он ездит, сам похвалялся:
«Теперича вся наша Росея
Со всеми со удельными городами,
Со всеми со верными со слугами!»
Господь хвалы не слушает:
Сослал Господь да двух ангелов,
Со копием со питритом;
Повелел Господь землю подрезати,
Подрезати и потрясати;
Земля с кровию смешалася,
Как в синием море волны.
А те мощи, Борисовы,
Борисовы и Глебовы,
Лежали они ровно тридцать лет:
Ни зверь их, ни птица не тронула,
Ни солночное восхождение,

Ни мрачное попечение.
Явилося явление
От земли есть и до неба,
Явился столб белый каменный;
К тому столбу белу каменну
Сходилися - съезжалися
Цари, и славны патриархи,
И все православные християне:
Служили молебны почестны
Тем телам, Борису и Глебу.
Поем славу Борисову,
Борисову и Глебову,
Вовек их слава не минуется
И вовеки, аминь.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Уж давно-то христианска вера
Во Россеюшку взошла,
Как и весь-то народ русский
Покрестился во нее;
Покрестился, возмолился
Богу Вышнему:
«Ты создай нам, Боже,
Житье мирное, любовное:
Отжени ты от нас
Врагов пагубных;
Ты посей на нашу Русь
Счастье многое!»
И слышал Бог молитвы
Своих новых христиан:
Наделял он их
Счастьем многиим своим.
Но забылся народ русский
В счастии живя;
Он стал Бога забывать,
А себе-то гибель заготовлять.

И наслал Бог на них
Казни лютыя,
Казни лютыя, смертоносныя:
Он наслал-то на святую Русь
Нечестивых людей,
Нечестивых людей, татар крымскиих.
Как и двинулось погано племя
От севера на юг,
Как сжигали-разбивали
Грады многие,
Пустошили-полонили
Земли русския.
Добрались-то они до святаго места,
До славнаго Великаго Новагорода.
Но в этом-то граде
Жил христианский народ:
Он молил и просил
О защите Бога Вышняго.
И вышел на врагов
Славный новгородский князь,
Новгородский князь Александр Невский.
Он разбил и прогнал
Нечестивых татар;
Возвратившись со войны,
Во иноки он пошел;
Он за святость своей жизни
Угодником Бога стал.
И мы, грешнии народы,
Притекаем к нему:
«Ты Угодник Божий,
Благоверный Александр!
Умоляй за нас
Бога Вышняго,

Отгоняй от нас
Врагов пагубных!
И мы тебя прославляем:
Слава тебе,
Благоверный Александре,
Отныне и до века!»

Историческим песням принадлежит особое место в системе жанров русского фольклора. Основная масса этих песен относится к эпическому роду поэзии, но
есть и принадлежащие к песенной лирике: в таких произведениях — не повествование об исторических событиях, а передача эмоционального отношения к ним; часть исторических песен могут быть определены как лиро-эпические.

Исторические песни — это несколько жанров и жанровых разновидностей. Наиболее устойчивый из дошедших до нас видов эпических песен — исторические баллады.

События, запечатленные в дошедших до нас исторических песнях, охватывают несколько эпох — от той древней поры, когда на Руси утверждалась православная вера, и вплоть до начала нашего столетия. Главные темы и образы сохранившихся исторических песен — это борьба русского народа против ордынского владычества, Иван Грозный, Ермак, Смутное время, Степан Разин, борьба России за возвращение ее южных окраин, Петр Первый, Северная война и Полтавская победа, Семилетняя война, Суворов и его сподвижники, Отечественная воина 1812 года, героическая оборона Севастополя, Кавказская война, освобождение русскими войсками южных славян от турецкого ига, Александр Второй и Александр Третий, Отечественная война с Германией при Николае Втором.

Связанные страницы: