Зимний период русского народного земледельческого календаря начинался с октября. Обычно с Покрова (1/14 октября) крестьяне приступали к зимним работам. После Покрова скот переводили в хлев на зиму, конопатили щели в стенах, утепляли избы. С Покро­ва начинались осенне - зимние сборища молодежи — «посиделки».

Новогодняя обрядность и обрядовая поэзия своими элементами име­ли: праздничные сборища и игры, песни, призывавшие благополучие в семью и урожай в поле (общеславянское наименование - «колядки», среднерусское - «овсень», «таусень», севернорусское — «виноградье»), гадания на Святки (подблюдные песни) и т. д.

В дни празднования Нового года охотно гадали: считалось, что это время самое подходящее для того, чтобы узнать грядущую судь­бу. Песни, которыми сопровождались эти календарные гадания, на­зывали подблюдными', их действительно пели над блюдом - чашей. Подблюдная песня - это песня-символ, песня-иносказание. Однако иносказания этих песен прозрачны: пели о курочке, что вырыла «зо­лотой перстень», — верная примета замужества; пели о воробье, что глядит на чужую сторону, — быть на чужбине и т. д.

Гадание на святки

Подблюдные обрядовые песни (примеры, тексты, называния)

Благослови, Боже...

Благослови, Боже,
Да новую песню петь,
Новую песню петь,
Нам перстенечки тресть.

По саду хожу,
Перины стелю.
Кому вынется-
Тому сбудется.(Чье кольцо, тому - дорога)

За гумном мужики
Все богатые,
Гребут золото
Все лопатами.(к богатству)

За гумном кони
Позаряжены,
Только сесть на них,
Да й поехати.(к женитьбе)

Дёжачка маленька,
Тесто смачненько.(к богатству)

Ах ты, церковка-богомоленка,
Кто не идет в нее,
Богу молится.
Коло церковки шла,
Копылок нашла.(к рождению ребенка)

Ходит котик по лавочке...

Ходит котик по лавочке,
Водит кошечку за лапочки,
Ой, лю-ли.Кому песня, тому и добро,
Ой, лю-ли.(к свадьбе)

И саночки-малеваночки,
Только сесть да поехати,
Ой, лю-ли.
Кому песня — тому и добро,
Ой, лю-ли.(к дороге)

Сидит кошечка у печурочки,
А вокруг нее котеняточки.(к большой семье)

Нивка узенька,
Снопы частеньки.(к бедноте)

Курочка-рябушечка
Копается около чужого огорода. (к богатству)

Обрядовые песни связанные со встречей Нового года

Зимняя обрядовая песня оповещала о наступлении Нового года.

Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!

1 января утром мальчики-подростки ходят «засевать». По двое, по трое, иногда в одиночку заходят в каждую избу, не минуя ни одной. Войдя в хату, дети разбрасывают по полу зерна ржи, овса, проса и прочее и говорят:

Ходит Илья на Василья,
Носит трубу жестяную,
А другую просяную –
Зароди, боже,
Жита-пшеницу,
Всякую пашницу.
В доме – добро,
В поле – зерно.
В доме – пирожисто,
В поле – колосисто.
Васильева мать
Пошла шендровать –
Заросилася, замочилася,
На престоле стояла,
Золотой крест держала.
А вы, люди, знайте,
Богу свечку ставьте,
А нам грошик дайте.
Здравствуйте, хозяин с хозяичкой!
С Новым годом,
С новым счастьем,
С новым здоровьем!

Хозяева дают детям лепешку, пирог, кусок сала или копейку, и они бегут в следующую хату, а на их место являются другие. Хозяева никогда не выгоняют их и дают всем, сколько бы их ни приходило. Отцы рассуждают так: «Я твоему дам, а ты моему – вот и поквитаемся».
      
Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал.
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!

Каледование - один из основных обрядов новогоднего праздника, сопровождаемого песнями и обходами соседей.

В колядках часто можно встретить уподобление хозяев дома солн­цу, месяцу, звездам - один из элементов аграрных обрядов, возвели­чивавших солнце.

Тип новогодней песни-просьбы заключает в себе требование обря­дового одаривания колядующих и реальную деталь обряда - полу­чение ими обрядовой еды. Этот тип иногда встречается в форме са­мостоятельной песни и почти всегда входит в другие тексты как их составная часть.

Колядка - просьба о вознаграждении колядующего - иногда при­нимала форму требования, перерастающего подчас в угрозу «навлечь беду». Этим подчеркивалось, что колядующие приходят не как про­сители, а как лица, совершающие обряд, который должен принести восхваляемым хозяевам богатства.

Обрядовые песни калядки  (примеры, тексты, называния)

Девочки, калядки!

Девочки, калядки!
Душечки, калядки!
Да кидайте гребени
За грядки,
Да кидайте гребени за грядки.
Девочки, калядки!
Душечки, калядки!
Да пеките блины
Да ладки,
Да пеките блины
Да ладки.

А ехала каледа...

А ехала каледа
С конца в конец,
Заехала каледа
К Васильку, к Васильку.
Ты, Василька, не гуляй,
Вари пиво,
Жени сына Иваньку, Иваньку.
А ехала каледа
С конца в конец.
Заехала каледа К Егорью, к Егорью.
Ты, Егорий, не гуляй,
Вари пиво,
Отдавай дочку
Марьечку, Марьечку.

Поедем, поедем...

Поедем, поедем,
Поедем, поедем!
Мой муж - на коне,
Я, молода, на кобыле,
Детки мои — на корове,
Поедем, поедем.

Поедем, поедем,
Поедем, поедем!
Мой муж — к тестю в гости,
Я, молода, — да к татульке,
Детки мои — да к дедульке,
Поедем, поедем.

Сядем мы, сядем мы,
Сядем мы, сядем мы.
Мой муж — на куте,
Я, молода, — подле его,
Детки мои — подле меня,
Сядем мы, сядем мы

Будем есть, будем есть,
Будем есть, будем есть.
Мой муж - поросятинку,
Я, молода, — да телятинку,
Детки мои — да курятинку,
Будем есть, будем есть.

Будем пить, будем пить,
Будем пить, будем пить,
Мой муж - винцо,
Я, молода, - пивцо,
Детки мои - да солодкий мед,
Будем пить, будем пить.

Замыкает осенне-зимний цикл народных календарных праздни­ков масленица, которая является как бы неким мостом, соединяю­щим зиму и лето. По христианскому календарю она праздновалась за 56 дней до Пасхи, в неделю, предшествующую наступлению Великого Поста. Многие исследователи относят этот праздник уже к весенне­-летнему циклу.

Обрядовые песни на Масленицу  (примеры, тексты, называния)

А мы масленку дожидали...

А мы масленку дожидали,
Дожидали, душа, дожидали,
Мы й на горушке не бывали.
А нас масленца обманула,
На Великий пост посадила,
Думали, масленцы семь неделек,
А масленцы семь денечков.

Уж ты, Масленица-полизуха...

Уж ты, Масленица-полизуха,
Лелюшки, лели, полизуха.
Протянись ты хоть до Духа.
А мы масленицу дожидали,
Сыром горочку посыпали.
Люлюшки, лели, обсыпали.

Пойдемте-ка на горку...

Пойдемте-ка на горку да на горку, ой
Да на горку, да на горку.
Гляну я все под зорьку,
Кликну я соловейку, ой.
Соловейка мой, родный братчик.
Что же ты ко мне не летаешь?

Ты прощай, прощай...

Ты прощай, прощай,
Наша широкая,
Ты не в среду пришла
И не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю недельку веселье,
С хмельным пивом и вином,
С блинами, пирогами
Да с оладьями.
Блины масленые,
Шаньги мазаные.
Мы каталися с горы
От зари и до зари.
А сегодня,в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша масленица!

И, сцепившись руками, малыши бешено помчались вокруг догорающего костра, продолжая петь:

Шла сторонкою к нам
По заулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны;
Надорвала животы,
Блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост
Дала на пост,
Весело гуляла,
Песни играла,
Протянула до поста,
Гори, сатана!

Костер догорает. Подошел парень, взял у малышей куклу и бросил в огонь. Поднялся столб огня и дыма; полетели искры.

Масленица загорела,
Всему миру надоела, – раздалась песня детворы.
Обманула, провела,
Годика не дожила, –
До поста довела,

       ***

Ах, масленица, обманщица.
Довела до поста, –
Сама удрала.
Масленица, воротись,
В Новый год покажись

Песня прекратилась. Догорел костер. Кто-то бросил в него кусок снега. Закончился календарно - обрядовый цикл зимнего периода.

Смотрите также:

В статье использованы обрядовые песни зимних праздников из книги: "Смоленская земля в памятниках русской словесности" Под редакцией В.В. Ильина.