Фразеологизмы - это одно из средств выразительности нашей речи. Часто необходимо объяснить значение фразеологизмов, казалось бы таких знакомых и часто употребляемых нами.
Начиная с начальных классов дети получают задание найти фразеологизмы-синонимы к данным словам, объяснить происхождение того или иного фразеологизма, дополнить фразеологизм и другие. Но прежде надо понять ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ?
Уже во втором классе дети знают, что фразеологизм, как пословица или загадка – это устойчивое сочетание слов.
Например: Навострить уши.
Держать ухо востро.
Мозолить глаза.
Значение многих фразеологизмов уходит корнями в историю русской культуры. В языке отразились многие явления жизни русских людей. Мы употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями.
Фразеологизмы – живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
Так, фразеологизм БИТЬ БАКЛУШИ – бездельничать пришёл к нам из глубокой древности, когда десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбаки липового дерева в качестве заготовок для мастера – ложкаря. Раньше на Руси ели кашу и щи деревянными ложками.
Делать заготовки для деревянных ложек считалось пустячной работой, её выполняли подростки – подмастерья. Поэтому бить баклуши и стало образцом не дела, а безделья.
В настоящее время объяснению значения фразеологизмов отводится особая роль. По окончанию четвёртого класса все дети пишут ВПР по русскому языку, где одним из заданий является: описать ситуацию, где возможно употребление данного фразеологизма. Понятно, что без понимания смысла фразеологизма ситуацию не опишешь.
Вашему вниманию мы представляем ряд фразеологизмов+ что они обозначают.
ЗАРУБИТЬ НА НОСУ
Фразеологизм ЗАРУБИТЬ НА НОСУ означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей.
В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
ЗНАТЬ НАЗУБОК
Какой смысл вкладывается в эти слова – детям известно не хуже взрослых. Знать назубок – значит превосходно выучить, например, стихотворение или вообще отлично в чём-либо разбираться.
Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, -значит, подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.
Этот же обычай вызвал к жизни и другое яркое образное выражение
РАСКУСИТЬ ЧЕЛОВЕКА, что означает: досконально узнать его достоинства, недостатки, намерения.
ОЧКИ ВТИРАТЬ
Это выражение означает: надувать, обманывать.
Есть другое значение слова очки вместо привычного нам прибора для улучшения зрения. Оно означает красные и чёрные знаки на игральных картах. Нечестные игроки, чтобы обмануть других, пускались на всякие фокусы. Умели они, между прочим, незаметно втереть очки, превратить шестёрку в семёрку или восьмёрку, вклеивая нужное количество знаков особым липким белым порошком. Понятно, что «втирать очки» стало означать «жульничать». Затем родилось особое слово ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО. Так стали говорить о ловкачах, умеющих приукрасить свою работу, выдать плохое за хорошее.
Фразеологизмы в картинках
Очень часто в школьных учебниках встречается задание: продолжи фразеологизм.
Например, Голоден как… волк.
Хитер как… лиса.
Труслив как … заяц.
Упрям как… осёл.
Колючий как…ёж.
Нем как…рыба.
Здоров как…бык.
Болтлив как…сорока.
Существует много фразеологизмов, связанных с животными. Например: НЕ В КОНЯ КОРМ, РАБОТАТЬ КАК ЛОШАДЬ, ВЕРТЕТЬСЯ КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ, СВИНЬЯ ВСЕГДА ГРЯЗЬ НАЙДЁТ, ДЕНЕГ КУРЫ НЕ КЛЮЮТ и другие.
Смотрите также: