Школа изжила себя или почему россияне предпочитают учить детей дома?

Качественное образование – залог успеха в будущем. Поэтому ещё издавна на это обращалось особое внимание. Общая масса получает знания в учебных заведениях: школах, гимназиях, колледжах и т.д. Но существуют определенные категории детей, которые не могут посещать эти заведения по тем или иным причинам. В этом случае на помощь приходит семейное обучение.

История семейного обучения в России

До появления массовых школ семейное обучение было единственной возможностью получить образование. Учили детей или сами родители, или приглашенные педагоги. 

В 18-19 веках семейное обучение было очень распространено в семьях, принадлежавших к Высшему обществу. Так получали образование представители Императорской фамилии, князья, дворяне и другие знатные люди. 

В правление Петра I стали активно приглашать иностранцев для обучения детей французскому и английскому языку. Тогда в обиход вошли слова «гувернер» и «гувернантка». Кроме общеобразовательных предметов, детей учили танцам, музыке, светской этике. Девочки занимались рукоделием, мальчики фехтованием, стрельбой и другими военными дисциплинами. Вплоть до революции 1917 года обучение мальчиков и девочек было раздельным. Первые воспитывались как будущие защитники Отечества, главы семей, политические деятели, а вторые – как хранительницы домашнего очага. 

Семейное обучение в то время играло не только образовательную, но и огромную воспитательную функцию. В отличие от приглашенных учителей или преподавателей в учебных заведениях, гувернеры и гувернантки жили в одном доме со своими подопечными. Таким образом, они могли служить им примером и образцом поведения в повседневной жизни. Нужно ли говорить, как тщательно подходили родители тех времён к выбору воспитателя для своего дитяти?

В 20 столетии, когда власть в России перешла в руки большевиков, форма семейного обучения была упразднена. Исключение делалось только для детей-инвалидов. Они прикреплялись к школе, расположенной по месту жительства, а преподаватели обязывались посещать таких учащихся, заниматься с ними и проводить контроль знаний. 

Вновь семейное обучение в России было легализовано с принятием Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года.

Семейное образование в современной России

В настоящее время получение образования в домашних условиях доступно любому желающему. Согласно Российскому законодательству родители имеют право на свое усмотрение выбирать форму образования для своего ребенка исходя из его состояния здоровья, семейных или иных обстоятельств. Педагогами могут являться как сами родители (при наличии соответствующего образования), так и приглашенные учителя. Дети, обучающиеся на дому, прикрепляются к школе по месту проживания и сдают промежуточные и итоговые аттестации.

Семейное образование обеспечивается двумя способами. В первом случае, к ребенку приходят учителя и занимаются с ним. Во-вторых, обучение происходит с помощью онлайн-технологий. 

По данным Российской газеты, около ста тысяч семей обучают своих детей дома. В общей сложности на домашнем обучении находится более полугода миллиона юных граждан.

Семейное обучение становится все более распространённым. Многие родители оценили его преимущества перед другими формами обучения. 

Во-первых, семейное образование обеспечивает индивидуальный подход к каждому учащемуся. Таким образом, имеется возможность тщательно проработать те предметы и темы, в которых у ребенка есть пробелы. Занятия в домашних условиях проходят в удобном темпе. 

Во-вторых, ребенок находится в привычной для него и комфортной обстановке. Для детей младшего школьного возраста, а также для стеснительных ребят – это оптимальный вариант. Часто они показывают более высокие результаты, чем при обучении в классе. 

Еще одно обстоятельство в пользу семейного обучения – возможность самостоятельного выбора образовательной программы. Ребенок имеет возможность углубленно изучать те дисциплины, которые ему интересны и с которыми будет связана его будущая профессия.

Наконец, домашнее обучение обеспечивает наличие большого количества свободного времени. Ведь ребенок освобождён от посещения классных часов, внеурочек и прочих мероприятий. Дети, проживающие далеко от школы, значительно экономят время на дорогу туда и обратно.

Так ли идеально семейное образование?

В самом ли деле семейное образование является идеальной формой обучения? Или всё-таки стоит отдать предпочтение традиционному обучению в школе? 

Интересную историю опубликовал журнал «Деловой квартал». Одна мама решила перевести своего сына на домашнее обучение. Вначале все шло отлично: ребенок счастлив, успевает на отлично, занимается в кружках и секциях. Но затем пошли проблемы. Поступив в институт, парень проучился там ровно один день и заявил, что больше туда не пойдет. Его никто не обижал, не унижал, просто он решил, что ему уделяют недостаточно внимания. 

В результате образование было получено в Чехии и появилась новая проблема - найти работу. Перспективы и возможности у молодого и образованного специалиста были. Но в любом месте его не устраивал коллектив. Парень ставил себя выше сотрудников, требовал особого к себе отношения. 

Выводы напрашиваются сами собой. Ребенок был выращен в тепличных условиях, он не испытывал поражений, потому что рядом не было конкурентов. Занимаясь индивидуально, парень получал максимум внимания и не привык делить его с другими. Попав в институт, а затем на работу, молодой человек оказался совершенно не приспособлен к жизни в коллективе.

Ольга Новгородова, автор данной статьи, обращается к сторонникам семейного образования с просьбой подумать о том, к чему это приведет в дальнейшем. Стоит ли отделять от коллектива обычного здорового ребенка, которому потом предстоит жить в обществе. 

Истории семей

Тот же «Деловой квартал» рассказывает историю двух женщин, чьи дети перешли на домашнее обучение. Елена Каштанова считает, что школьная программа не даёт полноценного образования, а просто натаскивает на сдачу ЕГЭ. Поэтому своих детей она учит самостоятельно в домашних условиях. Учебные планы готовит сама Елена и ее муж и они, как утверждает женщина, охватывают более широкий объем материала, чем в школе. Дети учатся без каникул, зато занятия идут всего 30 минут. 

У Ольги Белоус вначале на семейное обучение перешёл старший сын. Младшая дочь, Анастасия, получилась в обычной школе полтора года. Настя страдала дислексией, отчего плохо успевала по русскому языку. Впечатлительная и ответственная девочка очень переживала и это стало причиной аллергической реакции. Родители забрали Настю на семейное обучение. Но вскоре девочке стало скучно. Тогда Ольга нашла единомышленников и создала проект «Открытая школа». Занятия в ней ведут частично родители, а частично специалисты. Из программы исключены лишние, по мнению Ольги, предметы: музыка, физкультура. 

Я лично знаю одну семью, где ребенок в начальной школе находится на семейном обучении. Мама – учитель начальных классов, поэтому самостоятельно преподает своей дочери. Мотивом, побудившим не отдавать ребенка в школу, был страх негативного влияния одноклассников. Однако в дальнейшем, мама планирует продолжить обучение на общих основаниях. 

Кому подойдёт семейное обучение

Есть категории детей, для которых семейное обучение является единственным способом получить образование. К ним относятся:

1. Дети-инвалиды. Для них добраться до школы уже проблема. К тому же, такие ребята, к сожалению, становятся объектом насмешек сверстников.

2. Дети с психологическими расстройствами. Слишком замкнутым, стеснительным или наоборот гиперактивным ребятам лучше какое-то время позаниматься дома. 

3. Одаренным детям. Если ребенок очень быстро усваивает школьную программу, в классе ему будет скучно. 

4. Дети-спортсмены, танцоры, музыканты и т.д. Если ребенок определился с тем, что спорт или искусство является главным в его жизни, то стоит ли давить на него? Благодаря семейной форме обучения, освободится время для тренировок, а затем ребенок сможет догнать программу.

5. Дети военнослужащих и всех тех, кто вынужден часто менять место жительства. Постоянные переходя из школы в школу неизбежно связаны с приспособлением к новому коллективу, требованиям. Для кого-то это может быть болезненно и негативно отражаться на уровне знаний. Перевод ребенка на семейное обучение позволит избежать подобных проблем.

Что думают учителя о семейном образовании

Корреспондент РИА Елена Миннибаева беседовала с учителями Воронежа. Валентина Хамбалинова – учитель начальных классов в Воронежской школе. Она считает, что семейное обучение допустимо только для детей, которым состояние здоровья не позволяет посещать школу. По мнению Валентины, забирая здорового ребенка из школы, родители лишают его возможности социализации.

Юлия Григорьева преподает французский язык и является сторонницей семейного образования. По словам Ольги, школа не всегда является гарантией гармоничного развития ребенка. А общение со сверстниками не всегда бывает безопасным. 


Советы родителям, чьи дети находятся на семейном обучении

Если взвесив все «за» и «против» , родители приняли решение учить ребенка дома, возможно помогут несколько простых советов.

• Квалифицированные педагоги. Особенно это актуально в старших классах, когда не многие родители способны преподавать ребенка алгебру, физику, химию и т.д. 

• Не лишать ребенка общения со сверстниками. Не стоит создавать тепличных условий, ограничивать отношения. Ведь в дальнейшем дитяти придется познакомиться с реалиями жизни.

• Адекватно оценивать знания. Ребенок должен привыкнуть к тому, что он может делать ошибки и научиться адекватно на это реагировать. 

Семейное обучение – доступная и легальная форма получения образования в России. Оно имеет свои плюсы и минусы, своих сторонников и противников. При выборе данной формы родители должны давать себе отчёт: смогут ли они дать ребенку всестороннее образование, не прибегая к помощи школы? Как они будут решать вопрос социальной адаптации? Сможет ли потом их дитя найти свое место в жизни?

Смотрите также:

 
data-matched-content-rows-num="2" data-matched-content-columns-num="2"