Скоро наши дети станут школьниками. Что принесет им школь­ная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребенка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения.

При подготовке ребенка к школе большое значение имеет вос­питание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интере­сов убедительно доказывается результатами современных иссле­дований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определенную категорию неуспева­ющих и недисциплинированных учеников составляют так назы­ваемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых харак­терно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «ин­теллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вник­нуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отно­шения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса — активная мыслительная дея­тельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к бо­лее длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, прояв­ляет самостоятельность при решении умственной или практиче­ской задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых,- создают у ребенка уверенность в своих силах.

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием во­зникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми зна­ниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете но­вых сторон, свойств, отношений.

Познавательные интересы дошкольников характеризуются такими качественными особенностями, как широта и устойчивость. Поясним эти особенности на следующих примерах. У многих детей нашей группы - Алеши, Саши, Мити - сформированы познавательные интересы. Алеша интересуется техникой. Включают в группе пылесос, полотер, магнитофон, фильмоскоп - Алеша тут как тут. На прогулках он подолгу стоит у забора, наблюдает за работой подъемного крана, за транспортом. Всем играм он пред­почитает занятия с металлическим конструктором. Он разбира­ется в чертежах, хорошо собирает модели, вносит в них усовер­шенствования. Сколько вопросов задает Алеша о технике, прибо­рах, машинах! И книги он любит такие, в которых описываются различные сооружения, механизмы, есть соответствующие кар­тинки.

Саша не разделяет интересов Алеши. Он увлекается книгами о героическом прошлом нашей страны, о войнах, революции. Са­ша и игры старается всегда организовать на военную тему, и рисует об этом, и увлеченно рассказывает взрослым и детям о героях гражданской войны, о подвигах советских воинов. Когда же Алеша пытается объяснить Саше устройство заводной машины или принцип конструирования тележки с движущимися колесами, тот слушает невнимательно, без интереса. Точно так же Саша скучает и часто отвлекается на занятиях, не связанных с военной тематикой. А Алеша любит слушать рассказы Саши о граждан­ской и Великой Отечественной войнах, о революции.

Митя — любознательный мальчик. Ему все интересно: то он расспрашивает о запуске нового космического корабля, то с ув­лечением рассказывает о дрессированных дельфинах, передачу о которых смотрел по телевизору, то с удовольствием слушает Сашу, повествующего о воинах-ракетчиках. Разнообразны по те­матике и рисунки Мити: Красная площадь, военный корабль, Винни-Пух идет в гости к Кролику и т. д.

Чем отличаются познавательные интересы Алеши, Саши и Мити? Прежде всего содержанием, то есть тем, на какие стороны   действительности они направлены. Интересы Мити охватывают разные области действительности, в то время как интересы Але­ши и Саши более узкие. Что лучше: широкие или узкие по содер­жанию интересы? Психологи считают, что, чем меньше ребенок, тем шире должны быть его познавательные интересы, обеспечи­вающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приоб­ретения системы знаний. Разнообразие интересов побуждает ре­бенка пробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности. У Саши и Алеши интересы отличаются устойчивостью. А интересы Мити нельзя назвать устойчивыми. Они носят временный характер, возникают как реакция на яркий познавательный материал, необычность ситуации. Влияют же на развитие ребенка устойчивые интересы, поскольку в них выража­ется направленность личности, которая определяет поведение, по­ступки, характер познавательной деятельности.

Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окру­жающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, ин­терес побуждает ребенка к приобретению знаний. Например, Оля заинтересовалась жизнью муравьев. Она подолгу наблюдала за муравейником и узнала много нового: муравьи рано открывают «двери» своего дома, часто тащат груз значительно крупнее их самих и т. д. С другой стороны, знания побуждают ребенка к размышлению. Так, однажды Оля с удивлением увидела, что «двери» муравейника закрыты. Старший брат объяснил ей, что есть такая примета: перед дождем муравьи закрывают ходы му­равейника. Дальнейшее наблюдение Оли убедило ее в верности этой приметы.

Прочные знания — основа активности ребенка. Они способст­вуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить - значит знать».

Советуем родителям использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.

Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребенком прогуливаетесь в лесу.  Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (ав­тобус и троллейбус, трамвай и троллейбус, грузовую и легковую машины и пр.). Старшие дошкольники могут сравнивать непо­средственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатлен­ным в памяти. Например, вечером, возвращаясь из детского сада домой, предложите ребенку вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.

В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно воз­буждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, предложите сыну понаблюдать за одуванчиками. Сколько интересных открытий он сделает! Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много на­секомых, что семена растения легкие, как парашютики.

Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности. Так, ваш сын интересуется транспортом. Приобре­тите ему соответствующие игрушки, смастерите вместе с ним ка­кие-либо модели, помогите развернуть игру, время от времени принимайте в ней участие. Предложите мальчику нарисовать то, что его интересует, поддерживайте беседы на эту тему.

Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребен­ка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказы­вается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушев­ляет ребенка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника. Приведем пример: Сережа взял альбом с марками, полистал его и закрыл. Рядом сел папа: «Давай, сынок, посмотрим вместе». Завязалась оживленная беседа о парусниках, ледоколах, крейсерах и линкорах, изображенных на марках. Сколько интересного узнал мальчик, хотя кое-что папа расска­зывал и показывал раньше. Но дошкольнику свойственна потреб­ность в повторных восприятиях того, что он видел, о чем уже слышал. Эту потребность необходимо удовлетворять, так как благодаря ей уточняются детские представления, углубляется по­знавательное отношение ребенка к окружающему миру.

Обладая огромной побудительной силой, познавательный ин­терес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спраши­вает взрослых о том, что его волнует, просит почитать, расска­зать. В семье обычно делают это. Однако следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивай те его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового и т. д.  В детском саду родители могут проконсультироваться о том, что и как читать старшим дошкольникам, как беседовать с ними о прочитанном.

Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточняют и систематизируют представления о нем. Особое значение для развития мышления детей имеют вопросы: почему солнце светит и греет, а луна только светит? Отчего над рекой поднимается пар? Зачем люди изучают далекие планеты? Они направлены на установление причины явлений, уяснение свя­зей и отношений между ними.

К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бе­режно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные инте­ресы ребенка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?» - побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступ­ность его пониманию дошкольника - этим должен руководство­ваться взрослый, отвечая на детские вопросы. При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть пе­ред ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками ра­дуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблю­дениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

По материалам книги: