Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение. Учебная деятельность предъявляет ему большие требования. Задача родителей - помочь ему в том, чтобы эти требовании он смог выполнить.

К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, многие проходят с ребенком почти всю программу 1 класса.

Безусловно, специальная подготовка важна, но ее недостаточна для успешного учения в школе. Известно немало случаев, когда  дети из числа тех, которые до школы научились бегло читать, считать, на первых порах учатся хорошо. Но вот наступает день, когда знания, полученные до школы, иссякли. Нужно трудиться, но выработанная к этому времени привычка относиться к учению с позиции «Я все знаю, все умею» не позволяет детям перестроиться. Им начинает казаться, что в этом виноват учитель: раньше хвалили, ставили в пример, а теперь отметки ухудшились, чаще порицают. Появляется неприязнь к учителю, пропадает желание стараться. В действительности причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки  к волевому усилию.Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно-волевой подготовке ребенка к обучению в школе. Каждый ребенок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость и др. Нравственно-волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание уделяется ей в старшем дошкольном возрасте.

Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность  которых - учение.

Дошкольников подготавливают к этому: постепенно внушают им, что учеба в  школе - серьезный труд, в результате которого они будут каждый  день узнавать что-то новое, нужное и интересное. При этом важно поставить перед детьми перспективу, сформировать социально  ценные мотивы учения.

Родители, как правило, по-разному раскрывают перед детьми  эту перспективу. Одни внушают детям, что будущая учеба - сплошной праздник: «Пойдешь в школу - будете ходить на экс­курсии», «В школе вам будут читать интересные книжки, прово­дить с вами интересные сборы» и т. п. Другие, наоборот, запугивают детей предстоящими трудностями учения, строгой дисцип­линой, требовательностью учителя: «Поступишь в школу - там за тебя возьмутся! Попробуешь там не послушаться!», «Пусть побегает вволю, поиграет. С осени в школу, там его никто не пожалеет».

Позиция взрослых в этом вопросе должна быть спокойной, деловитой и ободряющей. Пусть дети почувствуют: дома понимают важность их новых обязанностей, ждут от них старания и ответственности, верят в их силы. Мотивами учения, которые следует формировать у детей, могут быть такие: «В школе ты начнешь учиться, как трудятся мама и папа», «Теперь и ты у нас становишься взрослым, и у тебя появятся новые трудовые обязанности»

Для успешного учения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные их возрасту трудовые обязанности, несли за их выполне­ние ответственность. Старшие дошкольники могут накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, стирать мелкие вещи, присмотреть за младшим братишкой или сестренкой, кормить рыб, птиц, котенка, щенка, поливать цветы и т. д. Эти поручения должны быть постоянными. Родители не должны делать за детей то, что те забыли или не захотели вы­полнить.

Практика показывает, что если дети до поступления в школу  имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они научились управлять своим поведением в учебной деятельности: они могли без особого труда переключиться с интересной игры на не всегда увлекательные уроки, без напоминаний выполняли указания учителя.

Как относиться к затруднениям, с которыми дети сталкиваются при выполнении различных поручений, заданий?

У некоторых детей такое столкновение влечет за собой потерю интереса к тому делу, которым они занимались. При этом настоятельные требования взрослых довести работу до конца могут вызвать отрицательное отношение к любым заданиям или натолкнут  детей на попытку делать все кое-как. И то и другое может пагубно сказаться на привычках детей.

Конечно, взрослому легче выполнить за ребенка какую-то часть работы, чем заставить его самого достичь конечного результата. В этом случае также допускается серьезная ошибка. С одной стороны, детям подается пример безответственного отношения к порученному делу, выполнение которого они могут прекратить в любой момент, с другой - в них укрепляется неуверенность в своих силах. Кроме того, дети привыкают, что родители сделают трудную работу за них.

Формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности - важная задача, стоящая перед родителями. Для этого необходимы соответствующие условия. Ребенка ничто не должно отвлекать. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий взрослые смотрят телевизор, слушают радио или громко разговаривают.

Многое зависит от настроя детей на предстоящее дело и того, как они подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он вынужден будет поминутно отвлекаться: карандаш плохо заточен, ластика нет, лист бумаги не устраивает. В результат ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершенным.

Отношение взрослых к делам детей также имеет значение. Если дошкольники видят серьезное, внимательное, тактичное, добро­желательное, но вместе с тем требовательное отношение родителей к процессу и результатам их деятельности, то они сами с ответственностью относятся к ней. Методы работы с детьми, стимулирующие детскую деятельность, разнообразны: обучение отдельным способам работы; выбор из них наиболее экономных и целесообразных; совместное с детьми продумывание последова­тельности операций; контроль за выполнением задания.

Жизнь детей в семье должна быть наполнена не только интересными, но и обязательными делами, требующими умения добиваться цели, преодолевать трудности, уступать, ждать.

От интересного к обязательному - таков путь развития у детей умения управлять собой. «Не хочу, но сделаю, чтобы достичь желаемого» - вот мотив, который заставляет детей проявлять настойчивость, усидчивость. По мере роста детей этот мотив качественно совершенствуется: «Это не интересно, но нужно», «Это трудно, но выполнимо, если очень постараться». Преодоление трудностей приносит детям чувство удовлетворения, радости, вместе с которыми приходит и любовь к труду.

Важно, чтобы ребенок чувствовал ответственность за собственную чистоту и опрятность. Аккуратный внешний вид школьника, Порядок в его учебных принадлежностях улучшают его общее самочувствие, что отражается на успеваемости. Хорошо учиться нередко мешает неряшливость. Аккуратность же во многом зависит степени самостоятельности детей. Школьники, которые с до­вольного возраста не приучены к самостоятельности, при необ­оримости что-то сделать без помощи взрослых теряются даже в том случае, когда помощь им фактически не нужна: у них возникает чувство неуверенности, беспомощности. Одной из основных причин детской несамостоятельности является чрезмерная опека детей родителями, постоянное напоминание, а нередко и выполне­ние за них того, что дети сами обязаны и могут сделать. К самостоятельности детей приучают с раннего возраста, но приемы работы с ними различны и зависят от возраста дошкольников. Если с малышами можно использовать игровую форму, поощрение, то от старших дошкольников требуется не только самостоятельность, но и качество выполнения. Легче добиваются успеха те родители, которые объясняют своим сыновьям и дочерям, что их самостоятельность облегчает труд взрослых - дает возможность родителям выполнить другие неотложные дела. При этом дети радуются всему, что научились что-то делать сами, что помогли своим близким.

Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок ор­ганизует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.

Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили свое время в праздности, которая порождает лень. К сожалению, организация детского досуга часто ограничивается лишь указаниями взрослых: «Что ты без  дела слоняешься? Занялся бы чем-нибудь», «Сколько игрушек у тебя, а ты не знаешь, чем заняться. Иди, поиграй с ними». При этом взрослые искренне хотят, чтобы дети были чем-нибудь заняты. Но будет ли такая занятость детей благоприятно влиять на них?

Забавляющая и не требующая усилий, стараний деятельность приносит мало пользы. «Хочу - не хочу», «Надоело заниматься - брошу, буду играть», «Не получается - ну и пусть»- таковы мо­тивы деятельности детей. Родители часто не придают этому зна­чения: чем занят - неважно, лишь бы не шалил и не мешал.

В результате у детей не сформировано серьезное, ответственное отношение к учебным обязанностям. Они не в состоянии преодо­леть свое «не хочу» там, где приходится приложить старание. Та­кие дети, как правило, учатся нехотя.

Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но родители могут облегчить их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно-волевых качеств.

Понаблюдайте за своим ребенком. Достаточно ли сформирова­ны у него данные качества? Проанализировать наблюдения помо­гут вам показатели нравственно-волевой готовности ребенка к школьному обучению.

 

 Ситуации из кни­ги Л. Ф. Островской «Педагогические знания — родителям»:

«Родители пятилетней Ксении стараются дать ей как можно больше сведений, много читают и рассказывают, учат считать, чи­тать, заучивают с ней наизусть стихотворения. Они с гордостью говорят:

- Ксения знает много стихов, на память знает чуть ли не всю сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», с интересом слушает книги, предназначенные для школьников. Уже читает, считает до ста... развита не по годам. Думаем, что ей легко будет учиться.

Родители Игоря говорят:

- Конечно, и мы хотим, чтобы сын хорошо учился, но не зна­ем, как подготовить его к школе. Ведь дать Игорю знания в си­стеме мы не умеем. Зато считаем нужным воспитывать у него трудолюбие, усидчивость, следим, чтобы любое дело выполнял старательно и не бросал его на полпути. Следим, чтобы он посто­янно был занят чем-то полезным, помогал нам, взрослым, и не слонялся без дела. Рассказываем ему о школе, стараемся вну­шить, что учение — это труд и, для того чтобы стать хорошим уче­ником, нужно быть прилежным во всех делах.

У родителей четырехлетней Оли иная точка зрения: они боятся перегрузки детского ума: «Мала еще - не поймет» и потому не считают нужным объяснять или говорить о том, что ребенок видел или слышал, но не понял. Если же девочка просит что-то объяс­нить, отвечают ей:

- Тебе еще рано об этом знать. Подрастешь - узнаешь. Они считают: «Еще до школы далеко. Да и вообще, стоит ли ре­бенка готовить к учению? Вот пойдет в школу, там его будут учить учителя»1.

Островская Л. Ф. Педагогические знания - родителям.- М., 1983.      С. 171.

 

1.Точку зрения каких родителей вы разделяете? Почему?

2.Как вы считаете, когда следует начинать нравственно-волевую подготовку детей к школе?

Приведем еще один пример из этой книги:

«Илюша (5 лет) предпочитает шумные игры, а занятия, тре­бующие сосредоточенности, не любит. Вот и сейчас выполнил ри­сунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит:

-Хорошо, молодец! Для нее главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создает новый, ничуть не лучше прежнего.

-А это хорошо? - спрашивает он, заранее уверенный, что его

похвалят.

- И это хорошо. Молодец. Ты же у меня все умеешь!

Мать считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, непра­вильно держит карандаш! Пойдет в школу - научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел — лишь бы занят был. Вот пойдет в школу, тогда...»

 

1.Как может сказаться захваливание ребенка на его готовности к обучению в школе?

2.В каких случаях можно похвалить ребенка?

Почему при подготовке к школе ребенку так важно уметь доводить начатое дело до конца?

3. Умеет ли ваш ребенок доводить начатое до конца? Как вы поступаете в тех случаях, когда он не доводит начатое до конца?

 

По материалам книги:  Психологический справочник учителя Л.М.Фридман; И.Ю.Кулагина