Масленица - сценарий праздника в детском саду по дням недели

МАСЛЕНИЦА - КРИВОШЕЙКА,

ВСТРЕЧАЕМ ТЕБЯ ХОРОШЕНЬКО.

Понедельник

Утром к детям приходит Петрушка в костюме:

- Доброго здоровья, господа почтенные! Здравствуйте. Я - Пет­рушка - мусье. Пришел повеселить вас всех: больших и малых, молодых и старых! Детей позабавить и с праздником поздравить! Воспитатель: Здравствуй, Петрушка! Что-то я не пойму, с каким праздником ты нас поздравить собрался.

Петрушка: Вот так раз! Сидите здесь, мечтаете, а главного то и не знаете: Масленица идёт.

Воспитатель: Что-то я не знаю такого праздника,а вы,ребята? /Нет/ Расскажи, Петрушка, что за Масленица такая?

Петрушка: Ха, рассказывать-то можно, это мне совсем несложно, Слушайте внимательно... Долго упорствовал Дедушка Мороз: с вьюгами летучими, морозами трескучими, сугробами, снежинками, сосульками да льдинками. Но при ходит пора ему на покой отправляться. Дни становятся длиннее, ноченьки короче, солнышко теплее, ветерок добрее. Пора Зимушке-зиме отдыхать, молодой Весне наряжаться. Весна-красна заждалась, по работе доброй соскучилась. Хочет лучики свои теплые в землю погрузить. Хочет травушку молодую светом напоить, раззвонить леса птичьим щебетом, одарить поля дождем ласковым. Да и земле пора просыпаться, цветовым ковром наряжаться. Ждут весну цветики луговые, птицы и звери лесные, ждут её молодцы удалые и старики седые. Вот и надумали люди в эти весенние красные денёчки отмечать Масленицу честную. В этот праздник прощаются они с зимой и весну с радостью встречают.

Воспитатель: Кто же придумал такой замечательный праздник? Петрушка: Пра-прадедушки наших пра-прадедушек. Это было очень давно.

Воспитатель: Вот как интересно! Петрушка, а как же отмечали наши бабушки и дедушки этот праздник?

Петрушка: О! Проводы зимы - это один из самых весёлых праздников. Обычно гулянья продолжались целую неделю. И каждый день этой недели имел своё название: заигрыши, лакомка, ши­рокий. Все катались на санях, водили хороводы, лепили снежные фигуры, устраивали различные соревнования, а главное выпекали блины.

Воспитатель: Послушай, Петрушка, почему назвали эти гулянья так странно?

Петрушка: Масленица - это очень просто! Я же рассказывал , что во время этой недели выпекали всякие лакомства, но самым главным блюдом были блины, щедро политые маслом.

Воспитатель: Теперь мне понятно. А вам, ребята? Дети задают вопросы, если они возникают. Мне кажется, что Масленица - просто замечательный праздник. Обязательно надо научиться его отмечать.

Петрушка: Тогда давайте начнём прямо сейчас. Выходите на улицу, встречайте Масленицу! А я вас научу лепить из снега Веснянку.

На улице дети совместно с воспитателем и Петрушкой лепят из снега фигуру Масленицы, раскрашивают её, украшают лентами.

Из-за сада появляются ряженые. Они повязывают девочкам русские платки, мальчикам - цветные кушаки, заводят хоровод:

Ой, да вот Масленица, ох, на двор взъезжает,
Да, широкая, на двор взъезжает.
- Да вот, Масленица, иди поскорей,
Да, широкая, ой, иди поскорея.
-Мои девушки, эх, рада поскорея,
Мои красные, эх, рада поскорея.
-Да вот, Масленица, ох, кого ты да боишься,
Да,широкая, кого ж ты боишься?
- Мои девушки, ох я поста боюся,
Мои красные, эх, большого боюся.
- Да вот, Масленица, пост ещё далёко,
Да, широкая, а пост ещё далеко.
- Да вот, девушки, ох, где же он далёко,
Мои красные, эх, где же он далёко?
- Да вот, Масленица, ох, в лесе yа ёлке.
Да, широкая, ох, в лесе на ёлке.-
Да вот, девушки, ох, в хате на полке.
Да вот, мои красные, ох, в хате на полке.

1-ый ряженый: Дорогая наша гостья Масленица Авдотья Изотовна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные.
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!

Кланяются кукле - веснянке.

2-ой ряженый: Масленица - кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько.
С блинцами! С каравайцами! С вареничками!

Кланяются кукле Петрушка: А теперь, люди добрые, начинаем веселье - гуляние, на санках катание.

Приглашает детей покататься с горы на санках.

Во второй половине дня можно предложить детям отразить свои впечатления в рисунках.

Вторник

Утром воспитатель вносит в группу куклу Петрушку.

Петрушка. вот, ребятишки! Здорово, парнишки! Бонжур, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Я ваш знакомый - Мусью - фон - гер Петрушка!

Воспитатель: Здравствуй, Петрушка! С чем сегодня к нам пожаловал? 

Петрушка: Пришел сказать, что сегодня день необычный, от дру­гих отличный. А народ его кличет - Заигрыши.

Воспитатель: А что это за название чудное? Что оно означает? Петрушка: А означает то, что я этот день нужно ... А вы сами догадайтесь!

Воспитатель и дети пытаются отгадать, высказывают предполо­жения: может быть нужно играть?

Петрушка; Ай да молодцы! Правильно угадали. Масленица - объедуха, деньгам приберуха, народ веселит, играть всем велит.

Воспитатель: С чего же веселье начать?

Петрушка:  Эх, на  санях бы покататься, да с ветерком! Только вот лошади нет .../Появляется кукла-цыган/.

Цыган: Здравствуй, мусью Петр Иванович! Как живешь, поживаешь, часто ли хвораешь?

Петрушка: А тебе какое дело? Уж ты не доктор ли?

Цыган: Не бойся, я не доктор... Я цыган-Мора из хора, пою басом, запиваю квасом, заедаю ананасом!

Петрушка: А ты языком не болтай, зубы не заговаривай. Говори что надо, да мимо проваливай.

Цыганi: Мой знакомый француз Фома, который совсем без ума, гово­рит, что тебе хорошая лошадь нужна.

Петрушка: Это, брат, дело. Мне лошадь как раз заводить приспело. Только хороша ли лошадь?

Цыган: Не конь, а диво: бежит - дрожит, спотыкается, а упадёт - не поднимается.

Петрушка: Ого-го, вот так лошадь! Какой масти?

Цыган: Пегая, с пятнами, золотая, с гривою, лохматая, кривая, горбатая - аглицкой породы, с фамильным аттестатом.

Петрушка: Ого-го! Такую мне и надо. Дорого ли стоит?

Цыган: Сколько же дашь, чего не жалеешь?

Петрушка: Бери два с полтиной, да в придачу дубину с горбиной.

Цыган: Ну, да делать нечего, по рукам - давай деньги.

Петрушка: Вот те сто, вот - полтораста, а лошадь где?

Цыган: У крыльца дожидается.

Петрушка: Ну, ребятишки, кладите игрушки, кончай разговор, айда со мной во двор.

Ребята выходят на улицу. Там их ждёт бутафорская лошадь. Начинается "катание на санях". Неожиданно появляются скоморохи.

1-й: Под кустом у дорожки сидели скоморошки.

2-й: Я - скоморох Прошка!

1-й: Я Федул - скоморошка!

2-й: Федул, Федул, что губу надул?

1-й: Кафтан прожёг.

2-й: Зачинить можно?

1-й: Можно, да иглы нет.

2-й: А велика ли дыра?

1-й: Один ворот остался.

2-ой: Под кустом у дорожки сидели скоморошки.

1-й: Они срезали по пруточку,

Они сделали по гудочку.

Вместе: Вы гуда-гуда гудите,

Парней, девок веселите.

2-й: У меня скомороха - крошки.

Игр да забав полное лукошко.

1-ый: Собирайся, народ, становись в хоровод Без толчей, без спешки.

Вместе: Нас сегодня ожидают русские потешки!

Скоморохи учат детей играть в игры: "Как у дяди Трифона", "Горелки, "Тетёрка". После игр они обращаются к детям:

2- й: Жил-был кот колобрад, он развёл огород.

1-й: Уродился огурец, песням, играм всем конец!

Среда

Кукла - Петрушка приходит на завтрак.

Петрушка: Привет, ребятишки! Какие кушаете коврижки? Что у вас на завтрак вкусненького? Да вы что? Кто же на Масленицу такое ест?

Воспитатель: А что же нам есть?

Петрушка: А я вам сейчас пословицу скажу. К вы сразу узнаете, какое самое главное масленичное угощение. Говорят, что ка Масленицу можно на горах покататься, в бли­нах поваляться”.

Дети: Блины

Петрушка: Правильно, блины - лучшее лакомство на масленичное гуляние. Они появились даже раньше, чем люди стали отмечать этот праздник. Тогда, ещё никто не умел делать такой хлеб, который вы покупаете в магазинах. Поэтому блины заменяли его, вернее служили хлебом нашим предкам. Золотистый и  румяный блин был символов нарождающегося солнца. Вспомните, правда  похож? Готовили блины из прошлогодних запасов мухи, масла, использовали молоко, яйца.

Пышные блины пекли целую неделю, а мясо было под запретом в эти дни. Блины бывают самые разные. Вы даже представить себе не мо­жете, сколько различных названий: простые и сдобные, пресные и дрожжевые. А можно делать их с припеком, значит добавлять что-нибудь в них, например, лук, колбасу или кусочки рыбы. А хотите сами попробовать испечь блины?

Воспмтатель: Что-то, Петрушка, мы не умеем, да и как нам печь? Нет ни плиты, ни муки, ни сковородки.

Петрушка: Ну это  горе не беда. Надо только хорошо поискать.

/Ищет/ Так, так, так /готовит все необходимое/.

Ну теперь можно начинать.

Воспитатель: Подожди, Петрушка, а как же мы приготовим тесто для блинов?

Петрушка: А я сейчас поищу ... Вот, нашел! Этот рецепт блинов дала мне моя бабушка, он очень старинный я его храню.

Воспитатель: Ай да Петрушка! Давай сделаем так: ты сядешь и будешь следить, правильно ли мы делаем, а я с ребятами буду тесто заводить.

Воспитатель сверяясь с рецептом, заводит тесто. Затем предлагает детям по очереди налить тесто на сковородку и выпечь. Когда появляются первые блины, воспитатель показывает их детям и загадывает загадку: "Кругл и горяч, как ..."/солнце/ Когда все блины готовы, воспитатель с поклоном ставит угощение на стол и говорит:

"Масленица-кривошейка,Встречаем тебя хорошенько.С блинцами, с каравайцамиС вареникам».

После этого всех приглашает к столу.

На улице детей ожидают зимние забавы: катание ка санках.

Воспитатель проводит игры, разученные во вторник.

Четверг

В группу приходит кукла Петрушка.

Петрушка: Привет! Доброе здоровье всем господам почтенным! Сегодняшний день я прибыл сюда господ повеселить и посмешить и детей позабавить.

Воспитатель: Чем же ты сегодня нас решил позабавить?

Петрушка: Хочу пригласить вас "Разгул" отмечать.

Воспитатель: Что за "Разгул"?

Петрушка: Да это же день сегодняшний, четверг так называется в  масленичную неделю.

Воспитатель: Вот неделя какая странная: то "заигрыши", то лакомка”, то "разгул".

Петрушка: Как раз ничего странного не вижу! В среду блины ели? Ели. Значит среда - лакомка. Во вторник в первые игры играли? Играли. Значит вторник - заигрыши. Ну а сегодня, в четверг, наступает время самых больших гу­ляний - разгул.

Воспитатель: А что же мы сегодня будем делать?

Петрушка: Знаешь пословицу "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Воспитатель: Конечно! 

Петрушка: Тогда собирайтесь на улицу. Там всё своими глазами все увидите.

На улице детей встречают ряженые и приглашают на спортивную площадку.

Фома: Ото всех дверей, ото всех ворот,
Приходи скорей, торопись, народ.

Ерёма: Открывайтеся, ворота,Заходи, кому охота,А кому неохота - тоже заходи.

Фома: Праздник начинается,
Масленица называется.
Пироги да калачи доставайте из печи.

Фома и Ерёма поют частушки.

Шире круг, шире круг,
Веселятся все вокруг.
Как же нам тут устоять,
Если хочется плясать.

Приходи, веселись,
Танцевать не ленись,
Раздайся, народ,
Наш Фома плясать пойдёт.

Под русскую народную музыку Фома и Ерёма пляшут с детьми.

Фома: Но праздник наш только начинается. Нам очень хочется с вами сегодня посоревноваться в ловкости, силе, меткости.

Ерёма: Ото всех прошу внимания! Предстоят соревнования!
Мы за всеми наблюдаем, самых лучших выбираем!

1-е задание: соревнование лыжников - бег в паре на одной лыже, держась за руки /три раза/.

2- е задание: игра со всеми детьми "Ловишки - ёлочки".

3-е задание: собери узор "Ледяные кружева" /из цветных льдинок/. 

4-е задание: игра "Метелица" /2-м командам обойти препятствия, расставленные змейкой, взявшись за руки/.

5-е задание:  на хоккей, на хоккей приглашаем всех гостей /иг­ровое задание "Сбей кеглю". По 4 игрока от каждой команды/.

Фома: Мы пришли к вам оба, Фома и Ерема, людей посмотреть, себя показать, да небылиц вам рассказать.

Подвинься!

Ерема: Нет, не подвинься,

Фома вредный, голос медный.
Сам с кувшин, голова с аршин /смеётся/

Фома: Шутку любишь над Фомой?
Так люби и над собой.
Ерему поднимали,
Животы подорвали,

Отворачиваются друг от друга.

Ерема: Начинай!

Фома: Нет, ты начинай!

Вместе: А теперь поиграем,сильный, ловкий кто - узнаем!

6-е задание: эстафета с санками. Двое везут одного за верёв­ку до снеговика и обратно.

7-е задание: Сейчас мы с Ерёмой будем крепость защищать, а вы постарайтесь взять её. На крепости три башни. Если вы сумеете их разрушить, значит, ваша взяла.

А мы будем отбиваться.

8- задание: передай снежный ком по цепочке /в двух шеренгах/.

9-задание. Фома: А теперь нам нужно немного поработать. На­сыпем снежный вал. Наша игра - подарок, называется она “Чья команда быстрее". По сигналу "1,2,3 - беги-! вы все побежите к снежному валу, каждый, возьмёт одно колечко и скорее к нам. У кого красное колечко - ко мне, у кого синее - к Ерёме. Посмотрим, какая команда быстрее соберётся.

10-е задание: игра "Петухи".

Ерёма: У меня есть секрет, а найдём его по цветным капелькам. /Подходит к русской печке/. Кто-кто в тереме живёт? Выходит русская красавица и с поклоном подаёт блины. Звучат русские мелодии. В заключение праздника Фома говорит:

Праздник весёлый удался на славу,
Я думаю, всем пришелся по нраву.
Прощайте, прощайте, все счастливы будьте,
Здоровы, послушны и нас не забудьте.

масленица сценарий

Пятница

В группу входит грустный Петрушка.

Воспитатель: Что ты такой невесёлый?

Петрушка: Как же мне не грустить? Вот уже Масленица заканчивается. Нужно мне с вами расставаться. А ребята такие весёлые и добрые, что мне совсем не хочется уходить. Воспитатель: Не грусти! Ведь сколько много в году праздников, о которых мы ничего не знаем. Вот ты и приходи к нам снова, чтобы повеселиться с нашими ребятами и рассказать им о новом празднике.

Петрушка: А вы пригласите меня, ребята?

Дети: Да! Да! Да!

Петрушка веселится и предлагает рассказать, как,в старые времена с Масленицей прощались: В старину верили люди, что весну только с хорошим встречать нужно. Поэтому они, провожая Масле­ницу, сжигали всякий мусор и старый хлам. А ещё в последний день гуляний нужно обязательно попросить прощение у всех своих близких и друзей. И только после этого человек мог встречать весну. Давайте и мы встретим весну, да проводим зимушку так, как это делали наш прабабушки.

Дети выходят на улицу. Петрушка выносит чучело, украшенное пучками соломы.

Петрушка: Ребята, возьмите себе верёвочки, и пусть каждый вспомнит то плохое, что случилось с ним этой зимой: может быть обидел кого-то или совершил дурной поступок, а может быть есть что-то страшное, о чём бы вы хотели забыть. Вспомнили? А теперь давайте привяжем все свои страхи и обиды к этой соломе, вывезем в чисто поле и так сожжём.

Дети завязывают веревки на чучело, сажают его на санки и везут вокруг детского сада мимо участков, с которых взрослые выкрикивают пословицы про Масленицу:

Масленица - селиковая племянница.
Масленица - объедуха, деньгам приберуха.
Масленица - 30-ти братьям сестра, 40-ка бабушек внучка, трёх матрёшек дочка.

Затем сани вывозят на луг и устанавливают чучело. Петрушка:  Быстро время пролетело, но я думаю эта неделя вам надолго запомнится. Что вам больше всего понравилось?

Дети вспоминают масленичные обычаи.

Петрушка: А теперь пришло время выбрать самых весёлых и смекалистых. Оказалось, что среди вас есть такие, что кого хочешь перепоют. Не верите? Сейчас сами услышите. Эй, певуньи, выходите, да частушки заводите!

Петрушка проводит конкурс частушек и вручает призы. Далее загадывает загадки и о зиме и весне. Смекалистых отмечает призами.

Петрушка: Да, молодцы вы, ребята.
Всё делать умеете.
А уж плясать-то наверняка все горазды.
Кто со той "русского” плясать выйдет?

Дети вместе  с Петрушкой танцуют под русские мелодии.

Подходят ряженые.

Ряженый: Что-то вы заигрались, заплясались.
А ведь пора и с Масленицей прощаться.

Заводят песню "Да вот Масленица". Петрушка зажигает солому. Дети вместе с ряжеными идут вокруг костра и поют:

Да вот Масленица, ох, со двора съезжает,
Да кургузая, ох с широкого подворья съезжает.
Ее детушки, её провожают,
Ее красную, ох, её провожают.
Ох, вот, Масленица, ты поста не бойся,
Да, кургузая, ох ты поста не бойся.
- Мои девушки девушки, ох как мне не бояться,
Мои красные, ох как-же не бояться?
Да, вот Масленица поёт на крутой горке,
Да, кургузая на крутой да на горке.
Да вот, девушки, в хате на полке,
Мои красные, ох в хате на полке.

Когда костер затухает, дети прощаются с зимой и поют заклинание весне "Весна, весна красная".

 сжигание чучела масленицы