Праздник Ивана Купалы в детском саду
УТРО. Детей встречают две старушки и ряженые.
1-я старушка: Я - Даниловна!
2-я старушка: Я - Гавриловна!
Вместе: Неразлучные подружки,
Мы живём в одной избушке.
Даниловна: Собирайся, народ,
Интересное вас ждёт!
Много песен, много шуток
И весёлых прибауток.
Сел сверчок в уголок,
Таракан на шесток.
Гавриловна: Сели, посидели, песенки запели.
Услыхали ложки, вытянули ножки.
Услыхали калачи - как попрыгали с печи.
Да давай подпевать, да давай танцевать.
Старушки пляшут, поют частушки, привлекая к этому детей. Затем старушки затевают с детьми народные игры.
"Колечко”.
Я качу - мечу (2 раза)
Золото кольцо. (2 раза)
За колечком (2 раза)
Я сама пойду.
За собой поведу
Добра молодца (2 раза)
Разудалого, развеселого.
Я поставлю его (2 раза)
Середь горницы,(2 раза)
Я заставлю его (2 раза)
Танцевать, гулять. (2 раза)
Потанцуемте (2 раза)
Веселёхонько.(2 раза)
"Дударь".
Дударь - дударище! (Дети идут по кругу, Дударь - в центре).
Старый старичище,
Тебя во колоду,
Тебя во сырую,
Тебя во гнилую.
Дударь, дударь, (Спрашивают дети остановившись).
Что болит?
Голова, спина и т.д. (Дети делают то же, что показывает Дударь )
(отвечает Дударь ).
Ничего не болит. (Дударь бросается догонять детей).
Буду вас ловить!
Наигравшись, дети усаживаются, а старушки рассказывают о празднике.
Хорош праздник Иван Купала,Что было, то и пропало.
1-я старушка: В этот день у нас,бывало, собирались парни, девки петь, плясать, лето красно прославлять. И было много разных обычаев - с утра росу с травы собирали, рушником утирались, в полдень водой студеной обливались, девчат парни в реку кидали и никто в обиде не был. А ещё вместе светлячков в траве искали - на счастье значит. И много чудес в этот день случалось - можно было и ведьм увидеть, и кикимор, и леших разных - все они с людьми дружны были.
2-старушка: А вечером разжигали костры большие, хороводы водили, в игры играли, у костра кашу едали. А в полночь папоротник расцветал. Кто его увидит, у того самое заветное желание исполнится.
II ПОЛОВИНА ДНЯ. Дети приходят на полянку или на участок, где в кустах стоит домик. Детей встречает ведущая в русском костюме.
Ведущая: Мы встречаем праздник лета,
Праздник солнца, праздник света.
Солнце, солнце, ярче грей.
Будет праздник веселей.
Здравствуй, лето!
Здравствуй, лето!
Ярким солнцем всё согрето.
В лес зелёный побежим,
На полянке полежим.
Дети исполняют песню "Летние цветы", музыка Теличеевой, слова Некрасовой.
Ведущая: Как красиво кругом! Цветов много, берёзки белоствольные, нежные.
Хоровод мы заведём,
Про берёзоньку споем.
Исполняют хоровод "Ай-да берёзка", музыка Потапенко.
Ведущая: Отгадайте-ка, ребята, мою трудную загадку.
Он большой и неуклюжий,
Любит мёд, не любит стужу.
Появляется медведь. Он вместе с детьми играет в русские народные игры "Дети и медведь", "У медведя во бору", водит русский народный хоровод "Ой, вставала я ранёшенько,..".
Медведь. Ой, ребята, давно у меня в лесу так весело не было.Вы мне понравились,и я хочу угостить вас ягодами.
Медведь угощает детей ягодами и уходит..
Ведущая: Ребята, посмотрите, что я нашла (поднимает платочек и предлагает детям поиграть в русскую народную игру "Жмурки").
Из избушки выскакивает Баба Яга.
Баба Яга: Ишь, расшумелись! Не дают в собственном лесу покоя. Вот сейчас я вас поймаю. Эй, леший, кикимора, тащите сюда большие мешки, сейчас мы детей наловим.
Выскакивают Леший и Кикимора с большими мешками без дна и начинают ловить детей. Дети из мешков вылезают, ничего у Лешего с Кикиморой не получается. Все устали, выбились из сил.
Ведущая: Вот видишь, бабуся, ничего у тебя не вышло. Много лет ты в лесу живешь, а видно забыла, что сегодня праздник Ивана Купалы.
Леший: Ничего мы не забыли. Как раз собирались сегодня ночью позабавиться - почудить. Сегодня, что не сделаешь, всё прощается.
Кикимора: И для вас у нас есть сюрпризы.
Леший и Кикимора обливают всех присутствующих водой.
Ведущая: Ах, вот вы какие!
Баба Яга: А сегодня сердиться нельзя. Праздник есть праздник. Давайте лучше вместе играть будем.
Проводятся русские народные игры "Салки", "Высекали", "Два - третий лишний" к другие.
Баба Яга: Давайте хворосту наберём и костер разведём. Пусть все наши беды и горести в огне сгорят. Будем на огонь смотреть и кашу есть.
Баба Яга угощает всех кашей.
ИВАН КУПАЛА (7 июля). Сценарий №2
Утром, встречая детей, воспитатель должен обратить внимание детей, есть ли на траве роса. Походить по росе босиком, приговаривая: "Хорошо нашим ножкам, травинки ласкают пальчики, роса омывает свежестью, чтобы здоровы были дети". Затем спеть с детьми:
Кто не выйдет на купальню.
Тот будет пень-колода.
А кто выйдет на купальню,
Тот будет бел-берёза .
Прочитать стихотворение Е.Трутневой "Если".
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли...
Значит это уже лето!
Нужно рассказать детям о народном празднике Ивана Купалы: это праздник лета, праздник воды и солнца, со дня Ивана Купалы можно купаться и уже не простудишься.
Интересно отмечался этот праздник в народе. Вечером, под Иванов день приносили люди венки из цветов и бросали их в воду. Была такая примета: венок не утонет, жить будешь долго. Уносили венки домой, вешали на стены и считали, что это оградит от несчастий и болезней.
Купались в росе, жгли костры на берегах рек и озёр, водили хороводы, украшали деревья. А ещё на Ивана Купалу собирали лекарственные травы и коренья. Считалось, что сорванные в эту ночь, они имеют лечебную силу.
На прогулке воспитатель организовывает игры с водой, обливание, купание, например:
1. Игра "Потонет или поплывёт"? Собрать различные предметы: камни, щепки, кусочки коры, палочки, шишки и др.
Задание: сначала всё это разобрать на две группы: что утонет, а что поплывёт. А затем, проверяя себя, бросаем их по очереди в воду.
2. Купание кукол с приговорами:
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу, а дитя кверху! (Русские народные потешки).
Хлюп - хлюп,
Хлюп - хлюп ручками...
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Машенька оденется.
Румяные щечки у моей дочки. (Сл. С. Капутикян).
3. Обливать детей водой, сопровождая обливание словами из "Мойдодыра" К.И. Чуковского.
Давайте же мыться,
Плескаться, купаться...
Всегда и везде
Вечная слава воде!
Затем воспитатель с детьми идут на луг, плетут из цветов и травы венки. Вокруг дерева или небольшого костра водят хороводы, затевают хороводные игры.
Воспитатель просит детей прислониться щекой к стволу дерева и подумать о дереве. Затем спрашивает, что они почувствовали, какое оно? (Доброе, ласковое, тёплое, колючее, строгое и т.д.).
Воспитатель рассказывает детям сказки: русскую народную сказку "Марья и ведьмы", "Золотые серпы" в обработке Науменко, После прогулки, развлечений, чтения сказок воспитатель предлагает детям отразить свои впечатления в рисунках.