Так как же вам быть и что делать, если ваш ребенок приносит домой нецензурные выражения и рассказывает о некоторых двусмысленных занятиях, в которые он был вовлечен, ругается матом?
Иногда он исповедуется в этом, чувствуя за собой вину, а в других случаях заявляет об этом с гордой невинностью, свидетельствуя о том, что может поддерживать дружбу с другими детьми. Если вы отреагируете бурно и неистово, то можете запугиванием удержать его от подобных смелых проделок в будущем. Или вы сможете убедиться, что начиная с этого момента ребенок станет скрывать правду от вас.
Правильнее будет выслушать то, что ему приходится говорить, а затем помочь ему тщательно продумать, к чему привело все это, правильно ли так себя вести. Предположим, ребенку случилось произнести какое- нибудь бранное слово. Спросите его как бы между прочим, где он его слышал. Когда он вам расскажет, попросите объяснить значение этого слова.
Прибавляет ли оно смысл к тому, что он хочет сказать? А разве нет более точного слова, которым он мог бы воспользоваться? Разъясните ему, что ругательства — довольно скверный способ высказывания своей мысли. Русский язык, как и любой другой, необычайно богат словами и выражениями, оперируя которыми, мы можем в точности передать свои мысли. А повторять через предложение несколько слов, состоящих из трех-четырех букв, это значит обеднять свои мысли и лишать выразительности свой язык.
Безусловно, держитесь реальных позиций. Пошутите насчет этого и признайте, что каждый мог бы воспользоваться этими словами, если сильно стукнется обо что-нибудь головой или ударит по пальцу молотком. Это один способ (но не самый лучший) в высвобождении своих чувств. Но он сильно отличается от употребления бранных слов, вошедших в привычку просто потому, что ум слишком ленив, чтобы придумать более подходящие альтернативы.
По материалам книги: "Ваш ребенок растет" Дэвид Фонтана