Успех в воспитании обусловлен знанием психических особенностей нервной системы детей. В составлении характеристики, отра­жающей индивидуальные особенности деятельности и поведения дошкольника, родитель сможет на основе наблюдений за особенностями ребенка.

 При этом важно знать об особенностях поведения детей в раннем возрасте, так как в пер­вые три года жизни индивидуальные особенности ребенка про­являются наиболее ярко. Если в дошкольном возрасте отмечены негативные черты характера или индивидуальные осо­бенности ребенка резко изменились, то, зная его развитие в ран­нем возрасте, легче понять причину этих изменений. Причиной могут быть и длительные болезни ребенка, и особенности воспи­тания в семье.

Примерные вопросы

1. Считаете ли вы своего ребенка очень подвижным или нет? Был ли он таким в раннем возрасте?

2. Легко ли ребенок в раннем возрасте входил в режим? Как реагировал на нарушение привычного режима (запоздавший обед, затянувшееся время бодрствования)? Каковы эти особенности в данное время?

3. Как засыпал ваш ребенок в раннем возрасте (быстро или медленно)? Спокойно ли он вел себя в кроватке, как происходил переход от сна к бодрствованию? Изменились ли эти особенности сейчас?

4. Как реагировал ваш ребенок в раннем возрасте и как реаги­рует сейчас на новые условия, незнакомых людей? Как он ведет себя в гостях, при посещении театра?

5. Быстро или нет ребенок осваивает правила поведения и охотно ли подчиняется им? Легко ли направить его поведение в нужном вам направлении?

6. Каким вы считаете своего ребенка (спокойным, малоэмоцио­нальным или очень эмоциональным)? Как он выражает свое от­ношение к близким?

7. В каком настроении обычно находится ваш ребенок? Ча­сто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх.)

8.Постарайтесь вспомнить особенности игр ребенка в раннем возрасте. Играл ли он долго в какие-либо игры? Удавалось ли вам быстро переключить его на режим? У ребенка появлялись привычные формы поведения, которые не совсем вас устраивали. Удавалось ли вам их изменить? Какими приемами при этом вы пользовались? Легко ли это давалось вам?

9. Отвлекается ли ребенок, если он выполняет какое-либо по­ручение? Легко ли его отвлечь? Что его может отвлечь? В течение  какого времени ребенок может заниматься одним делом, не­смотря на отвлекающие факторы?

10. Какие черты характера ребенка вам не нравятся? Что бы
вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?

Анализируя ответы, родители могут сделать вывод об индивидуальных особенностях поведения и деятельности детей.

 

Уравновешенные, подвижные дети

Живые и эмоциональные дети почти всегда в хорошем настрое­нии. Они всегда улыбаются. У них легко возникают чувства, кото­рые быстро сменяют друг друга: бурно реагируя на недовольство взрослых, они плачут, но быстро отвлекаются, освобождаются от гнетущего настроения. Речь живая, быстрая, интонационно выра­зительная. Движения быстрые, точные. Дети легко изменяют темп движения: быстро переключаются от одних движений к другим. Засыпают такие дети быстро, сон у них глубокий. Переход от сна к бодрствованию происходит легко, они просыпаются весе­лыми и бодрыми.

Уравновешенные дети легко приспосабливаются к различным условиям. Новая обстановка и незнакомые люди их редко пуга­ют: с незнакомыми они активно вступают в общение, не чувствуют скованности. Период адаптации к детскому саду у них очень не­значительный (3—5 дней). Навыки у детей формируются быстро, изменение навыка происходит легко.

У подвижных детей широкий круг общения, много друзей. В деятельность они включаются легко и быстро, могут проявлять настойчивость, стремятся изменить способы работы. Но если ра­бота однообразная или неинтересная, то такой ребенок может не довести ее до конца: его интересы и желания меняются очень быстро.

При недостаточном педагогическом воздействии активность и подвижность нервных процессов может привести к отсутствию настойчивости и усидчивости.

В коллективе сверстников такие дети часто бывают лидера­ми, но сверстники, характеризуя их, называют такую черту, как хитрость, а наблюдения показывают, что таким детям бывает свойственна завышенная самооценка. Она часто формируется в семье.

Возбудимые, неуравновешенные дети

Они очень эмоциональны, чувства их сильны, но неустойчивы. Возбудимые дети вспыльчивы, легко раздражаются. Когда они ло­жатся спать, то долго не могут успокоиться: сон их бывает бес­покойным. Утром они просыпаются быстро, но если день начался с нежелания что-то делать, то плохое настроение сохраняется надолго. Речь у них быстрая, отрывистая, выразительная, движе­ния резкие, иногда порывистые. В преодолении препятствий дети настойчивы, но нетерпеливы, невыдержанны, раздражительны, импульсивны В присутствии незнакомых людей такие дети могут быть очень возбужденными, ими трудно управлять. К детскому саду они при­выкают быстро (5—10 дней). Такие дети общительны, хотя очень часто ссорятся со сверстниками.

Они энергичны, способны выполнить большой объем работы. Увлеченность помогает им преодолевать значительные трудности, однако работают они урывками. Не умея рассчитывать свои силы, они внезапно прекращают что-либо делать. Силы их восстанав­ливаются быстро, и они включаются в другую деятельность.

Неуравновешенность детей часто приводит к таким чертам ха­рактера, как упрямство, вспыльчивость.

Медлительные дети

Эти дети внешне мало эмоциональны. Они спокойны, уравно­вешенны, сдержанны. Однако чувства их глубоки, они могут ис­пытывать сильные привязанности. При кажущейся необщительно­сти такие дети имеют близких друзей, расставание с которыми долгое время переживают. Перед сном они ведут себя спокойно, засыпают быстро или некоторое время тихо лежат с открытыми глазами. Просыпаются вялыми, долгое время после сна ходят сонными.  Речь их нетороплива, спокойна, с достаточным словарным запасом, но говорят они невыразительно, с паузами. Внимание де­тей устойчивое, возникает оно медленно, переключение на другое проходит неторопливо. Навыки формируются долго, но они устой­чивы и изменяются с трудом. К новой обстановке дети привыкают медленно, в общении с незнакомыми людьми ведут себя скованно, молчат. Присущая ребенку медлительность проявляется и в дея­тельности. Какое-либо дело он может выполнять не отвлекаясь, хотя включиться в него не спешит. Длительную работу, требую­щую затраты сил, долгого напряжения, усидчивости, устойчивого внимания и терпения, такие дети выполняют без утомления, по­стоянно проверяя правильность своих действий. Темп работы предпочитают медленный, пользуются при этом проверенными спо­собами и методами. Если они хотят чего-то добиться, то проявля­ют высокую активность, способны преодолевать препятствия.

На этих детей необходимо обращать особое внимание, так как их сдержанность и рассудительность легко спутать с равнодуши­ем, безынициативностью, ленью. При недостаточных воспитатель­ных воздействиях у медлительных детей могут развиться пассив­ность, узость интересов, слабость чувств.

Чувствительные, ранимые дети

Ранимые дети долго переживают неудачи и наказания. На­строение их неустойчиво. Слабость нервных процессов приводит к тому, что даже на незначительные воздействия взрослого (из­менившийся тон голоса) они очень реагируют. Сильное воздейст­вие взрослого вызывает у них или состояние запредельного тор­можения, или истерику.

Ранимые дети чувствительны к изменению режима, поэтому могут засыпать и просыпаться по-разному, в зависимости от внеш­них обстоятельств. В привычной обстановке они долго, нетороп­ливо укладываются, быстро засыпают и просыпаются веселыми, бодрыми. Речь детей интонационно выразительна, хотя часто они говорят тихо, неуверенно. Внимание таких детей сосредоточенно лишь при отсутствии посторонних раздражителей. Переключаются они плохо, быстро утомляются. В привычной обстановке дети про­являют тонкую наблюдательность, излишне внимательны к ме­лочам. Движения их неуверенны, неточны или суетливы.

Навыки, привычные формы поведения у этих детей возникают достаточно быстро, но они неустойчивы и зависят от внешних об­стоятельств. В привычной обстановке ребенок все делает пра­вильно и тщательно.

В новых ситуациях они неуверенны, застенчивы, испытывают страх и поэтому проявляют работоспособность ниже своих воз­можностей. К детскому саду привыкают долго.

У детей этого типа есть важная положительная особенность — высокая чувствительность, которая необходима при воспитании таких ценных качеств характера, как доброта и отзывчивость.

При неправильных воспитательных воздействиях высокая впе­чатлительность и ранимость детей, слабость и невыносливость нервной системы могут развиться в замкнутость, стеснительность, склонность к внутренним переживаниям событий, которые этого не заслуживают.