Лекториум. «Психологическая поддержка в семье - залог успешной адаптации пятиклассников, аспекты воспитания детей»
Цель:
Раскрыть основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе. А также разработать план мероприятий по организации работы с пятиклассниками в школе, семье в начале учебного года.
План:
- Раскрыть возрастные психологические и физиологические особенности пятиклассников.
- Проблемы, которые выделяют сами пятиклассники.
- Трудности школьной жизни пятиклассников, в глазах детей.
- Меры, способствующие организации работы в классе, семье.
- Родительская поддержка.
- Неразлучные друзья и дети.
- Чего хотят сами дети от родителей.
- Помощь снижению тревожности у детей.
- Рекомендации родителям и практический инструментарий по работе с пятиклассниками.
- Диагностика детско-родительских отношения (анкета для родителей).
- Информация для родителей по результатам диагностики пятиклассников.
- Информация о психологических услугах.
Возрастные особенности пятиклассников
Пятый класс для учащихся довольно сложный период, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.
В начальной школе дети привыкают исполнять требования одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля. Поэтому в средней школе у некоторых учащихся могут возникнуть трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, наоборот чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. У большинства детей процесс адаптации длится 2-4 недели. Однако, есть дети, у которых адаптация затягивается на 2-3 месяца. Ученикам может быть трудно самостоятельно, без строгого контроля организовать свое рабочее место, провести перемену «без ущерба для своего здоровья», дойти до столовой и обратно. У некоторых учащихся может произойти временное снижение успеваемости из-за того, что им придется привыкать к формам методам обучения, принятым в средней школе.
На этом возрастном этапе активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность. Учащиеся стремятся доказать окружающим свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами. Это может проявляться в демонстративном употреблении ненормативной лексики или в столь же демонстративном противостоянии требованиям взрослых. В классе может появиться негативный лидер. В межличностных отношениях внутри класса тоже происходят существенные изменения. ерераспределяются дружеские компании, появляется некоторое противостояние между мальчиками и девочками при возрастании интереса друг к другу. Взаимоотношения становятся более осознанными, и на них начинает влиять начавшееся подростковое половое созревание. Могут появиться изгои, т. е. учащиеся, на которых будут направляться агрессивные выпады со стороны почти всех учащихся.
В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другой - требуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться страх взросления, внешне не всегда проявляемый. Начинается активное освоение своего внутреннего мира.
Чтобы поддержать ребенка в период адаптации, необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка.
- Избегать подчеркивания промахов ребенка.
- Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
- Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
- Проводить больше времени с ребенком.
- Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
- Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
- Уметь взаимодействовать с ребенком.
- Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
- Принимать индивидуальность ребенка.
- Проявлять веру в ребенка, симпатию.
- Демонстрировать оптимизм.
Дорогие родители!
- Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
- Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
- Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду.
- Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более, не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) - плохая черта. От нее лучше избавиться уже в детстве
Автор: Е. С. Жиманова
Смотрите также: