Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже болеть.

В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.

Закаливание стоп.

Хождение босиком – прекрасная закаливающая процедура.

Как и все виды физической тренировки, закаливание ходьбой босиком должно быть постепенным и систематическим. Начинать лучше всего с хождения в теплой комнате по ковру или половику, затем – по деревянному полу. Для занятий очень хорошо использовать специальные резиновые коврики с шиповым рифлением. Каждое утро вместе с ребенком можно начинать зарядку с ходьбой босиком на этом коврике – это отличное тонизирующее средство. В дальнейшем, используя этот коврик, можно перейти к бегу на месте и прыжкам.

 Однако все это ни в коей мере не заменит радости ходьбы босиком по земле или траве. При выборе грунта для хождения босиком следует учитывать, что различные его виды (по температурному и механическому раздражению) действует на организм по-разному. Мягкая трава, теплый песок, дорожная пыль, комнатный ковер действуют успокаивающе, в то время как горячий песок или асфальт, острые камни, хвойные иголки или шишки возбуждают нервную систему. Для укрепления мышц стопы, поддерживающих ее свод в нужном положении, особенно полезно ходить босиком по скошенной траве, песку, опавшей хвое.

 Для хождения босиком по естественному грунту в холодное время года рекомендуется изготовить ящик длиной 100 см., шириной 60 см, высотой 15 см. Ящик заполняется промытой речной галькой и устанавливается в комнате с температурой воздуха 18-20* С. После хождения босиком необходимо обмыть ступни ног водой комнатной температуры с мылом и выполнить 2-3 минутный массаж (разминание пальцев и подошв ног).    

 Достичь хороших результатов в закаливании и профилактике функциональной недостаточности стоп позволяет систематическое обтирание стоп.

   Эту процедуру можно проводить не только здоровым, но и ослабленным детям. Обтирание стоп проводят рукавичкой из фланели, смоченной водой. Обтирание начинают с температуры воды 32-33* С, постепенно снижая ее на 1* С каждые 2-3 дня и доводя до 15-16* С.  Сразу же после обтирания одной стопы ее растирают до легкого покраснения сухим мягким полотенцем и приступают к обтиранию другой.

 Температура воздуха в помещении, где проводятся водные закаливающие процедуры, а также в зимнее время года температура воздуха должна быть выше на 2-4*С. Начальная и конечная температура воды в холодное время года также должна быть выше на 2-4*С.

 Следует отметить, что любое закаливание необходимо проводить так, чтобы ребенок радовался, улыбался, ждал. Кроме того, большую роль при проведении любых закаливающих процедур играют эмоциональное состояние взрослого и его отношение к проводимым мероприятиям.

Примерный перечень упражнений дыхательной гимнастики для часто и длительно болеющих детей.

«Часики»                                                                                     

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.

«Трубачи»

Сидя на стуле, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выход с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.

«Помаши крыльями, как петух»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить  «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.

«Каша кипит»

Сидя на стуле, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот – выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Насос»

 Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с-с!» выпрямление – вдох, наклон в другую сторону с повторением звука. Повторить  6-8 раз.

«Паровозик»

Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 сек.

«На турнике»

 Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой.

Поднять палку вверх, подняться на носки

 – вдох, палку опустить назад на лопатки

 – длинный выдох с произнесением звука

«ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Партизаны»

Стоя, палка (ружье) в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов- выдох с произнесением слова «ти-ш-ш-ш-ше».

Повторять в течение 1,5 минут.

 «Регулировщик».

Стоя, ноги расставить на ширину плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным

 выдохом  и произнесением звука «р-р-р-р-р». Повторить 4-5 раз.

«Летят мячи»

Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести  при выдохе длительное «у-х-х-х».

Повторить 5-6 раз.

«Вырасти большой»

 Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на  носки – вдох. Опустить руки вниз, опуститься  на всю ступню – выдох. Произнести  «у-х-х-х-х». Повторить 4-5 раз.

«Лыжник»

Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м-м-м». Повторять 1,5 -2 минуты.

«Маятник»

 Стоя, ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять  туловище в стороны. При наклоне – выдох с произнесением звука «т-у-у-у-х-х-х». Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

«Гуси летят»

 Медленная ходьба по комнате. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у». Повторять 1-2 минуты.

«Семафор»

Сидя, ноги сдвинуть вместе. Поднять руки в стороны и медленно их опустить вниз с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.

Комплекс упражнений для развития носового дыхания.

1. Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую (и наоборот).

2. Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).

3. Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.

4. Вдох и выдох через сомкнутые губы. (углы рта растянуты).

5. Сомкнув губы надуть щеки, после чего, прижав кулак и к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы.

6. Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «м-м-м».

Контрастные ножные ванны

(методика проведения).

Применяются при частых простудных заболеваниях у детей старше 1,5-2 лет.

 Перед ребенком ставят два таза с водой. Воды наливают столько, чтобы она достигла середины голеней. В одном тазу температура воды 37-38*С (теплая), в другом – вода прохладная, 25-26*С (для детей ослабленных и часто болеющих-33-34*С). Ребенок поочередно погружает ноги в теплую и прохладную воду.

Начинают с теплой воды, а заканчивают холодной. Время воздействия теплой воды -1-2 минуты. Холодной 5-10 секунд. Начинать следует с 3-5 погружений, в дальнейшем число погружений увеличивают до 9-11. Температура воды остается неизменной (возможно повышение до 40*С). Температура прохладной воды понижается на 1*С в неделю. Конечная температура – 18-20*С.

Затем ноги растирают полотенцем до легкого покраснения.

Контрастные воздушные ванны в домашних условиях

(методика проведения)

 Проснувшись раньше, чем обычно, и укрыв ребенка одеялом, мама открывает фрамугу или окно и доводит температуру в спальне до +15-14*С. Одновременно в соседней комнате включается обогреватель, и температура повышается до +22*С.

Далее, под веселую музыку, проводится подвижная игра с ребенком, который в трусах, майке  (через 2-3 недели без неё) и сандалетах на босую ногу перебегают из прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 3-6 минут.

Такие контрастные воздушные ванны проводятся круглогодично с постепенным увеличением разницы температур в комнатах до 15-20*С. Летом в одной из комнат устраивается сквозное проветривание или используются вентиляторы с регулируемой температурой воздушного потока.

Систематическое проведение таких процедур в дополнение к ежедневным прогулкам повышает устойчивость организма ребенка к сквознякам, к продолжительным охлаждениям и перегреваниям.

 После перенесенного острого заболевания к закаливающим процедурам приступают не ранее чем через неделю после выписки.

 Наиболее рационально сочетать закаливание воздушными ваннами с физическими упражнениями.

Данная методика закаливания может использоваться круглогодично.

Дыхательная гимнастика.

1. И.п.: сидя на стуле, руки на коленях, ладонями вниз. Выпрямить ноги в коленях, руки, поднять вверх, вдох носом. Вернуться в и.п.- выдох ртом. Повторить 3-4 раза.

2. И.п.: сидя на стуле, руки, согнутые в локтях, плечах. Локти поднять –вдох, сидя нагнуться – выдох. Повторить 4-5 раз.

3. И.п.: сидя на стуле, руки на коленях, ладонями кверху. Сжать кулаки, голову слегка запрокинуть – вдох носом, вернуться в и.п. – выдох ртом. Повторить 3-4 раза.

4. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Руки через стороны вверх – вдох носом, через стороны вниз – выдох ртом. Повторить 6-8 раз.

5. И.п.: то же. Руки вперед вверх – вдох носом, руки вниз назад, присед – выдох ртом. Повторить 4-5 раз.

6. И.п.: то же. Руки в стороны на высоту плеч, поворот туловища в сторону – вдох носом, вернуться в и. п. – выдох ртом. Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.

7. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Выполнять наклоны в стороны. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Дыхание произвольное.

8. И.п.: то же. Руки в стороны на высоту плеч -вдох, руками обхватить ногу, согнутую в колене и прижатую к груди - выдох. Повторить по 3 раза.

Смотрите также:

Сайт Учат в школе