Подвиг Зои Космодемьянской - презентация для начальной школы

скачать презентацию

сценарий занятия для 1-2 классов

сценарий занятия для 3-4 классов

На уроках мы много говорили о героях и героизме, обсуждали примеры подвигов, которые совершили наши соотечественники. Но есть в нашей истории особенный пример – первая женщина – Герой Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

В этом году отмечается 100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской, именно ей первой из женщин было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Что вам, ребята, известно о её судьбе и подвиге?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Страна узнала о Зое в начале 1942 года, когда в газете «Правда» был опубликован очерк, который назывался «Таня», о событиях начала декабря 1941 года в подмосковной деревне Петрищево. Там состоялась казнь восемнадцатилетней девушки, которую до этого пытали и мучили фашисты. Девушка назвалась Таней… Уже позже выяснилось, что Таня – это Зоя Космодемьянская, так как сама Зоя, будучи в плену, на допросах называла себя так в честь героини Гражданской войны Татьяны Соломахи. 

Предлагаю перенестись в начало Великой Отечественной войны и прикоснуться к трагическим событиям, увековечившие память о Зое.

Учитель. Ребята, Зое Космодемьянской было всего 18 лет. Идя на фронт, она, как и многие ее сверстники, сделав свой выбор, была уверена в победе страны и готова была сделать для этого всё.

Как вам кажется, героизм совсем юных ребят, отдавших жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, – это результат обстоятельств (военное время) или проявление особых черт характера, качеств личности? Что двигало Зоей при принятии решения не остаться в тылу, а идти на линию фронта? Как вам кажется, для Зои это был сложный выбор?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, почему подвиг Зои является символом борьбы советского народа за Победу? Символом памяти о доблести десятков и сотен ее сверстников, которые защищали свою Родину?
Ответы обучающихся.

Часть 2. Основная.

Учитель. Каждый ли может совершить подвиг, пожертвовать своей жизнью ради Отечества? – об этом мы будем вести разговор на сегодняшнем занятии. Предлагаю вам выполнить задания, в которых поможет нам разобраться в том, что такое подвиг.

Задание №1. Как вы понимаете, что такое подвиг? Приведите примеры известных вам подвигов. Как вы думаете, с чем связан каждый подвиг?

Обучающиеся приводят примеры известных подвигов из прошлого нашей страны или настоящих событий. Учитель подводит их к выводу, что подвиг связан с особыми качествами личности и, прежде всего, готовностью жертвовать собой ради Родины или других людей.

Задание №2. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить подвиг? Составьте облако смыслов.

Примерный ответ:

Мужество, патриотизм, упорство, смелость, умение собраться в трудную минуту, сила воли, доброта, умение активно сочувствовать, сопереживать.

Учитель. Относятся ли перечисленные качества к личности Зои Космодемьянской? Как вы думаете, были в характере Зои ещё в детстве, юности такие качества, которые потом помогли ей выдержать испытания, совершить подвиг?

Ответы обучающихся

Учитель. Ребята, а вы знали, что в семье Космодемьянских был ещё один Герой Советского Союза? Это младший брат Зои, Александр Космодемьянский. Ему было 16 лет, когда казнили его сестру, и это стало для него тяжелейшим ударом. Из-за возраста ему отказывали в просьбе отправить на фронт, но всё же в 1943 году он окончил Ульяновское военное танковое училище и воевал до апреля 1945 года. 13 апреля он погиб в бою – его артиллерийская батарея уничтожила вражеские пушки и солдат, но при этом Александр был смертельно ранен осколком снаряда. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно.

Часть 3. Заключение.

Учитель. Мы и сегодня помним о Зое Космодемьянской, бережно храним память о её подвиге – посещаем памятные места, связанные с её жизнью и подвигом, читаем книги о Зое, смотрим художественные фильмы.