Материал для развития техники чтения первоклассников.
→ Сборник текстов и заданий по развитию навыков техники чтения в 1 классе
Как работать с пособием
У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд. Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд, и понимание осуществляется вместе с чтением.
- Первый этап каждого урока чтение по кругу целыми словами столбиков и строчек слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. НАПРИМЕР: ДОМ, ДОМ – ЗУЬ, ДОМ – ЗУБ – НОС, ДОМ – ЗУБ – НОС – ЛЕС, …
- Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся. НАПРИМЕР: В ЛЕСУ, ПО РЕКЕ, …
- Читай скороговорку многократно от начала до конца по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секундомера.
- Выбери 2 – 3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитай второе; повторив первые два, читай третье и так до конца. НАПРИМЕР: «СЕЛИ», «СЕЛИ ГУСИ», «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». Старайся каждый раз читать предыдущие слова всё быстрее и, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитай его.
- Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова)
- Прочитай, расставляя логические ударения:
а) БА БЯ БЬЯ? БА БЯ БЬЯ? БА БЯ БЬЯ?
б) Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
в) Прочитай, определи логическое ударение в вопросе соответствии с ответом.
Они были вчера в кино? - Да, они.
Они были вчера в кино? - Да, были.
Они были вчера в кино? - Нет, позавчера.
Они были вчера в кино? - Нет, они были в театре.
г) Прочитай фразу: «Купи, пожалуйста, мороженое».
Ласково, мягко попроси. Проси досадуя. Резко прикажи.
- Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.
Темп чтения: МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно.
СРЕДНЕ – норма чтения со всеми правилами выразительности.
БЫСТРО – скороговорка.
- Совместное хоровое чтение небольших отрывков. Дети, читающие по слогам, работающие с читающими бегло, значительно увеличивают темп чтения и начинают читать целыми словами.
- Чтение отрывков в разных темпах.
а) Чтение, с изменением силы звучания голоса: ТИХО – ОБЫЧНО – ГРОМКО; ГРОМКО – ТИХО – ОБЫЧНО;
б) Комбинация силы звучания голоса и темпа чтения:
МЕДЛЕННО – ГРОМКО; БЫСТРО – ТИХО;
- Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и постарайся передать своё отношение к прочитанному.
а) Выбери 2-3 предложения. Ребёнок первый раз читает их вслух медленно. Запиши время. Второй раз он читает на 2-3 секунды быстрее, третий ещё быстрее и т. д. Доведи скорость чтения до предела возможностей.
б) Выбери 2 – 3 предложения и читай их по очереди со взрослым, записывая время:
Взрослый – 23 сек., 21 сек., 19 сек., 17 сек.,
Ребёнок – 1 мин. 16 сек., 1мин., 30 сек., 46 сек.
Смотрите также: