День святых Бориса и Глеба

ДЕНЬ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА (15 мая)

В народном календаре эти два очень почитаемых на Руси святых получили название "сеятели" : "Борис и Глеб сеют хлеб". Борис и Глеб считаются покровителями яровых хлебов, ревнителями плодородия земли, распорядителями судьбы урожая. Бориса в старину иногда именовали  "Хлебником". В этот день работать в поле строго-настрого воспрещалось: "На Глеба и Бориса за хлеб не берися".

Кроме того этот день считается днём начала пения соловьёв. И если 15 мая ты действительно услышал соловьиное пение, это считалось очень хорошей приметой для будущего урожая. "Соловей запел - весна пошла на убыль, а лето на прибавку".

Борис и Глеб - первые святые Руси. Были они сыновьями князя Владимира Святославича, крестителя земли русской. Ещё при своей жизни дал им отец во владение город Ростов Борису и город Муром Глебу. А сводному их брату, своему пасынку Святополку - город Пинск. Лютой ненавистью ненавидел Святополк своих сводных братьев за любовь к ним Владимира и за то, что у них было больше прав на княжеский престол. А как только в 1015 году скончался св. Владимир,и принялся Святополк уничтожать своих братьев.

Тем временем дружина Бориса, будучи самой многочисленной, потребовала от него, чтобы он пошел и воссел на княжеский престол в Киеве, по закону ему принадлежащий, но Борис, зная, что в Киеве находится Святополк, отказался выполнить требование дружины, сказав: "Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же ещё и старшего, которого чту я как отца".

Святополк узнал об этом, но не поверил в дружбу Бориса, ибо сам былл зол и коварен и в других хотел видеть коварство и злобу. И вот ночью, подобно ворам, пробираются подосланные Святополком убийцы в шатёр Бориса и пронзают юного князя копьями, поразив вместе с ним и его молодого дружинника по имени Георгий, попытавшегося заслонить Бориса своим телом. После этого задумал Святополк расправиться со вторым своим сводным братом Глебом, который в это время спокойно жил в Муроме, ничего не ведая ни о смерти ни отца, ни о гибели брата.

И расставил Святополк Глебу страшную сеть: посылает он гонца в Муром с известием, что якобы отец требует к себе Глеба в Киев. Ещё один брат Глеба Ярослав, княживший в Новгороде и знавший о подлости Святополка, попытался предостеречь юношу от поездки в Киев, но не мог Глеб воспротивиться приказанию старшего брата и с небольшой дружиной отплыл в Киев по Днепру через Смоленск. У caмого Смоленска, у устья речки Смядыни ,подстерегали князя посланные Святополком злодеи. Среди неверных слуг Глебовых нашли они убийцу.

Им оказался его повар по имени Торчин. Кухонным ножом заколол он своего молодого хозяина, как ягнёнка, приносимого в жертву. Труп же его выбросили на берег Днепра в окрестностях Смоленска и едва забросали ветками. Прошло некоторое время,и жители города, как рассказывает легенда стали видеть по ночам в том месте необъяснимый свет. И когда пришли туда, то нашли там под ветками нетленные останки князя-мученика.

Ярослав перенёс их в Киев и похоронил рядом с останками Бориса. А на том месте в Смоленске, на слияния Днепра и Смядыни, где свершилось преступление, ныне стоит памятный крест, который напоминает нам не только о том, что здесь погиб, князь Глеб, но и о верности долгу, о чести о братской любви -  тех качествах, за которые особенно почитались на Руси святые князья Борис и Глеб. Святополк же, прозванный за свои злодеяния "Окаянным", был разгромлен, в битве Ярославом, бежал и позорно скончался в какой-то пустоши где-то между Польшей к Чехией.